Жизнь 22-летнего Вадима Семухина перевернулась 15 декабря 2006 года около 22.00. Этот час он запомнит навсегда: на тротуаре его сбила машина, Вадику оторвало ногу. На его месте мог оказаться любой другой прохожий. Безопасны ли улицы Риги? Это давно уже не вопрос. Обуздать нарушителей можно тщательной организацией движения и системой жестких наказаний. Но власти предпочитают считать статистику ДТП нормальной — так оно менее хлопотно…
Перекресток улиц Бривибас и Лачплеша нехорош. Пару лет назад машина во время ДТП вылетела здесь на тротуар и врезалась в колонну храма Александра Невского. Тяжело пострадала женщина, просившая подаяния на паперти. Потребовались месяцы лечения,прежде чем она выписалась из больницы и ушла домой на костылях.

И вот — практически аналогичное происшествие: тоже на тротуаре, только на другой стороне этого перекрестка. "Телеграф" навестил Вадима Семухина в 1-й городской больнице. Парень больше месяца лежит в отдельной палате.

— У него три операции было, — тихонько говорит Нина, мама Вадика.

Перед входом медсестричка попросила меня снять верхнюю одежду: у Вадика по-прежнему карантин, на поправку он идет медленно.

— В тот вечер я стоял у банкомата с другом, — вспоминает он. — Увидев несущуюся на нас машину, мы бросились в разные стороны. Он успел, я — нет. Столкнулись две машины, двигавшиеся по Лачплеша. Такси почему-то высунулось на встречную полосу и задело большой "мерседес". "Мерс" отбросило на тротуар и ударило об стену, я оказался между домом и машиной.

На перекрестке улиц Бривибас и Лачплеша установлена видеокамера наблюдения за уличным движением. Запись подтверждает слова Вадима. "Мерседес" принадлежит известному в Латвии спортсмену. В стрессовой ситуации водитель повел себя четко и грамотно (он и в больницу к Вадику приходит, предлагая помощь). А вот таксист, который сейчас находится под следствием, после аварии даже не вылез из машины. Люди, они разные…

Удивительно: оба несчастных случая на перекрестке Бривибас и Лачплеша похожи, словно братья-близнецы. Может, дело в не-правильной организации движения?

В Дирекции безопасности дорожного движения (ДБДД) с "Телеграфом" не согласились. Чиновники не считают данный перекресток самым проблемным: "За четыре года здесь зафиксировано всего 88 происшествий. Для сравнения, на пересечении улиц Краста, Маскавас и моста Славу за это же время произошло 252 столкновения".

Руководитель отдела аудита ДБДД Зиедонис Лазда полагает, что нет никакой видимой причины для того, чтобы машины на перекрестке Бривибас и Лачплеша выезжали на тротуар чаще, чем в других местах.

— Просто этому месту свойственны проблемы всех центральных перекрестков Риги, — заявил господин Лазда. — По обеим улицам машины двигаются по двум полосам в каждом направлении. Стоя в пробке и ожидая времени левого поворота, водители нервничают, теряют внимательность и становятся агрессивными. Этим можно объяснить наезды на пешеходов на переходах. Это стандарт-ное объяснение, хотя лично у меня имеется собственное мнение. По-моему, причиной многих столкновений на Бривибас и на других центральных улицах было ночное отключение светофоров. Понимаю, что водителям кажется, будто дороги после полуночи пусты и по ним дозволительно мчаться с максимальной скоростью. Но автовладельцы, которые при этом выезжают со второстепенных дорог, часто забывают о знаках. По-моему, Департамент сообщения Рижской думы поступил правильно, недавно поставив светофоры на круглосуточный режим работы.

— Это усиливает безопасность только водителей и только в темное время суток. А как быть с пешеходами?

— В центре Риги дома подступают вплотную к дороге. По этой причине пешеходные переходы у нас выносятся на территорию перекрестка, хотя по логике должны отстоять от нее хотя бы на 5 метров. Это позволило бы поворачивающим машинам вовремя заметить человека на дороге и затормозить. Безопасность могли бы усилить и специальные барьеры у тротуаров.

— Кто же несет ответственность за установку барьеров?

— Хозяин дороги. В данном случае — Рижская дума. Несколько лет назад наш отдел аудита по заданию думы разработал план подобного улучшения сразу 20—25 перекрестков. Правда, эти изменения до сих пор не воплощены в жизнь. Почему? Не знаю.

В Департаменте сообщения Рижской думы "Телеграфу" рассказали, что в 2007 году в столице планируют установить 2400 метров защитных барьеров. Появятся ли ограждения у перекрестков на улице Бривибас? Этого нам гарантировать не могли. "Все зависит от процедуры закупки, — объяснила пресс-секретарь департамента Иева Праулиня. — Поймите, что барьеры отбивают у людей желание перебегать дорогу в неположенных местах, но не защитят пешеходов от машин, которые выезжают на тротуар". Значит, нужны другие меры. Но в Латвии таких мер еще не придумали.

Вадику всего 22 года. На больничной койке он держится мужественно и просто.

— Мама, — говорит, — ну не плачь!

Нине тяжело сдержать слезы. Она провожала сына из родной Лиепаи в Ригу, надеясь, что здесь он найдет свое место в жизни. Вышло совсем не так, как мечталось. Да и сама Нина сейчас тоже оставила работу, чтобы все время быть рядом с Вадиком. Спасибо друзьям сына! Они помогли начать сбор средств на лечение и реабилитацию молодого человека, разослали информацию о Вадике во все газеты.

— Мы не подсчитывали, сколько денег на лечение нужно, — рассказывает Нина. — Главное, это заказать хороший протез. Вину таксиста еще предстоит доказать следствию и суду. Потребовать компенсацию за лечение и ущерб семья сможет не сразу. Поэтому вся надежда на сочувствие общества.

Помочь Вадику встать на ноги вы можете, перечислив пожертвования на счет Нины Семухиной. Вот его реквизиты: BalticTrustBank, LV86BATR0099A31889700 Nina Semuhina 260851-10802, на лечение Вадима Семухина.

Виктор КОПОСОВ, руководитель юридического бюро Inlat Plus:

— После суда над виновником аварии Вадим Семухин получит полное право требовать у него возмещения морального, физического и материального ущерба. Сумму компенсации лучше определить вместе с юристами. Но поскольку молодой человек стал инвалидом, она может быть довольно большой. В нашей практике был похожий случай, когда пострадавший требовал у виновного 100 тысяч латов. В принципе, стороны имеют право договориться о возмещении ущерба уже во время лечения, ведь люди остаются людьми, и неосторожный водитель может раскаяться! Впрочем, это очень тонкая материя, и тут особо важно грамотное оформление документов (чтобы позже суд не истолковал факт частичного возмещения как, например, вымогательство). Самые опасные перекрестки

- Улица Маскавас — улица Краста — мост Славу: 252 аварии, 10 пострадавших;

- Улица Чака — улица Пернавас — мост Земитану: 235 аварий, 28 пострадавших;

- Улица Бривибас — улица Маза Бикер-ниеку — улица Ропажу: 235 аварий, 8 пострадавших.

(По данным ДБДД за 2001—2005 гг.)

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!