Foto: Valsts policija
Кау уже сообщалось ранее, латвийское страховое общество ERGO получило заявку на возмещение ущерба в размере 280 000 латов за дорожно-транспортное происшествие, которое произошло с латвийцами и шведкой на территории Швеции.

В сентябре 2012 года компания, состоящая из жителей Латвии и ехавшая по территории Швеции на 15-летнем автомобиле марки Ford, попала в ДТП — автомобиль врезался в лося, стоявшего посреди дороги. В результате аварии погиб 30-летний владелец Ford, ехавший пассажиром, а также тяжело пострадала вторая пассажирка авто, 21-летняя девушка, и водитель. Автомобиль восстановлению не подлежал.

Однако, как сообщает NRA, все деньги страховщиков может получить шведка, также находившаяся в салоне авто, в то время, как семья погибшего мужчины в Латвии буквально умирает от голода. Причем, помогать им латвийские власти не собираются, отказав даже в статусе малоимущих.

Как отмечает издание, латвийцы Айгарс и Иварс осенью прошлого года решили отправиться на поиски работы в Швеции. Мужчины занимались строительством, а в тот судьбоносный день с ними в машине оказалась их знакомая шведка.

За рулем машины сидел Айгарс, когда внезапно на автобане, огражденном забором, появился лось. Столкновение была настолько сильным, что машина превратилась в груду металла. Лось от удара подлетел в воздух и рухнул на крышу авто. Айгарс рассказывал, что увидел животное в последний момент и попытался притормозить, однако эксперты, занимающиеся расследованием, следов торможения не констатировали. На момент совершения ДТП все — водитель и пассажиры — были трезвыми.

В результате аварии у Айгара сломан позвоночник, а пострадавшая шведка стала инвалидом, поскольку эксперты констатировали у нее проблемы с деятельностью головного мозга. Владелец авто Иварс, сидевший на заднем сидении, скончался от кровоизлияния в мозг. Прибывшие на место ДТП шведские врачи даже не собирались помогать Ивару, пытаясь спасти жизни шведки и Айгара.

Жена погибшего Ивара — Оксана Бацкане вместе с трехлетней дочкой ютится в Прейли, в квартире, которую незадолго до трагедии купил муж. Теперь семья осталась без кормильца, но самоуправление не присвоило ей статус малоимущей, поскольку для этого необходимо прожить в данном месте еще четыре месяца. На местной бирже труда вакансий для Оксаны нет.

А семью Айгара и вовсе собираются лишить статуса малоимущей, поскольку глава семейства не отчитывался регулярно в Сигулдской краевой думе о своих результатах в поиске работы. После перенесенной операции мужчина больше не может работать.

"Но нас все равно лишили этого статуса. Сказали, делайте, что хотите", — рассказывает жена Айгара Элина, воспитывающая 2-летнего малыша.

После того, как компания ERGO объявила о страховом возмещении в размере 280 000 латов, казалось бы, у латвийских семей появился шанс исправить ситуацию. Но оказалось, что, поскольку виновником ДТП признан водитель, эти деньги направят пассажирам и их семьям. Причем, в какой пропорции будут распределена эта сумма: сколько семье погибшего Ивара и шведке — пока не сообщается.

Единственное, на что приходится рассчитывать Оксане, так это на 1 600 латов, которые ей полагаются в качестве компенсации за транспортировку тела супруга на родину. Возможно, она сможет претендовать на пособие для ребенка, но этот вопрос еще предстоит решать шведским партнерам страховщиков.

Несколько дней назад Оксана ходила на платную консультацию к юристу, который также не смог сказать ей ничего утешительного: женщине вряд ли захотят помочь найти хорошего юриста в Швеции, чтобы тот защищал ее интересы. Страховщики также уверены, что шведская сторона не захочет оказывать помощь семьям, которые работают нелегально.

Провалом закончились и переговоры со шведским работодателем Ивара и Айгара: чтобы избежать ответственности, он заявил, что вообще их не знает.

Установлено, что погибший владелец Ford ни разу не был виновником ДТП, и купил страховой полис на латвийской заправочной станции за 6 латов. Несмотря на то, что, по латвийским законам, столкновение с животным не является страховым случаем по ОСТА (в Латвии таковым считается только столкновения двух и более транспортных средств), компания ERGO возместит ущерб, полученный в "шведском" ДТП, так как такие правила действуют на территории Швеции.

По словам представителя ERGO Ивара Висманиса, большая часть латвийцев до сих пор уверена, что полис ОСТА покрывает, главным образом, материальный ущерб, нанесенный автомобилю.

"Тем не менее, страховка ОСТА обеспечивает также возмещение материального и нематериального ущерба, полученного людьми — например, лечение в больнице или реабилитация, а также дорожные расходы в медучреждение. Кроме того, полис ОСТА может компенсировать и доходы, которые не были получены во время лечения, а также доходы, недополученные за всю жизнь, вплоть до пенсии, если человек полностью потерял трудоспособность", — отмечает Висманис.

Согласно Закону об обязательном страховании гражданской ответсвенности владельцев транспортных средств, возмещение ущерба гарантировано всем пострадавших лицам, независимо от того, находились ли они в машине виновника или пострадавшего в результате ДТП. Общий лимит максимального возмещения ущерба по ОСТА составляет 5 млн. евро для физических лиц и 1 млн. евро для имущества.

Однако, если в Швеции столкновение с животными входит в число рисков OCTA, то в Латвии нет. Эту норму считает несправедливой и президент Латвийского автоклуба Юрис Звирбулис, который заявил, что вопрос необходимо решать на консультационном совете Минфина.

Директор департамента страхования транспортных средств, гражданско-правовой ответственности и лиц компании Ergo Иварс Висманис:

В опубликованном материале содержится вводящая в заблуждение информация о том, что
страховое возмещение OCTA будет выплачено на основании национальности пострадавшего в автоаварии лица. На всех пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях лиц распространяются одни и те же нормы законов, которые не зависят от национальности, а базируются на законах государства, в котором произошла авария.

Страхование OCTA, по существу, является страхованием гражданско-правовой ответственности (потерпевшие требуют возмещения от виновного), в этой связи она не возмещает затраты виновнику аварии, а всем пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии, а также государству, в котором произошла авария, самоуправлению, службам, вовлеченным в происшествие, больницам и т.д. Это предусмотрено законом. Если у государства не было бы единой системы OCTA, в этом случае о возмещении ущерба необходимо в гражданско-правовом порядке обращаться к виновнику аварии. Необходимо учитывать, что полис OCTA оберегает виновника аварии от выплаты страхового возмещения из личных средств.

В результате этого дорожно-транспортного происшествия действительно большую часть составит возмещение выжившей в аварии женщине, но это не означает, что эту сумму получит именно она. За рубежом слишком высокие затраты на лечение, а страховщик возмещает затраты и больнице, и службе неотложной медицинской помощи за лечение и транспортировку и т.д. Также женщине будут возмещены не полученные ей по причине недееспособности доходы, которые в данном случае, принимая во внимание зарплаты и государственные пособия в Швеции, достаточно высоки.

Если в результате ДТП кто-то из пострадавших скончался, то, согласно закону, страховщик возмещает затраты на неотложную помощь, доставку тела на родину, а его семье — расходы на погребение, пособия детям, оставшимся без кормильца, а также нематериальный ущерб за смерть близкого. Следует принимать во внимание, что крайне важно, чтобы за пострадавшего, который погиб в результате ДТП, заранее в определенном порядке были бы официально проведены все социальные выплаты. Это позволит его семье получать социальные пособия от государства и самоуправления, которые предусмотрены в случае потери кормильца.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!