Foto: Reuters/Scanpix
В еврозоне хотят вернуться к нейтральной денежной политике. Учетные ставки, однако, Европейский центральный банк (ЕЦБ) оставит на нуле еще минимум год. Вопросы и ответы о смене вех в европейских финансах — в обзоре Deutsche Welle.

О запланированной смене курса объявил в четверг, 14 июня, глава ЕЦБ) Марио Драги во время выездной встречи руководства банка в Риге. Так, ЕЦБ постепенно прекратит скупку активов на рынках, которая все последние годы вызывала критику у ряда финансистов в Германии, а со временем даже поднимет учетную ставку в зоне единой европейской валюты евро. Эксперты уже похвалили Драги за четкость заявлений и предсказуемость политики возглавляемого им института. Но в остальном мнения разошлись, а курс евро даже снизился.

О чем конкретно объявил ЕЦБ?

Скупка облигаций, выпущенных на рынок европейскими эмитентами, должна была продлиться, как минимум, до сентября 2018 года и иметь объем в 30 млрд евро в месяц. Теперь ЕЦБ сообщил, что в последнем квартале 2018 года сократит объем скупки вдвое (до 15 млрд евро), а затем дополнительных средств на это выделяться не будет вообще.

Решение Драги было неожиданностью?

Нет. Представители ЕЦБ еще за несколько дней до совещания в Риге начали дискуссию о целесообразности завершения скупки активов. Неожиданной была, может быть, только определенность заявлений Драги. Однако курс евро в итоге отреагировал на решение ЕЦБ снижением, опустившись до отметки в 1,1619 доллара США.

Почему ЕЦБ завершает программу скупки активов?

Есть две причины. Первая — оживление экономической конъюнктуры в еврозоне. Как ожидается, экономический рост по итогам 2018 года составит в зоне евро 2,1%. Поэтому "денежное стимулирование", как выражается Драги, экономике больше не требуется. О другой причине глава ЕЦБ говорить не любит.

По внутренним нормативам Европейского центрального банка он не может держать у себя на балансе более двух третей облигаций отдельно взятой страны. Эта граница уже почти достигнута ЕЦБ в отношении Германии — а на подходе и облигации Франции, Испании и Италии. Так что продолжать скупку при нынешней правовой базе было уже практически невозможно.

Зачем ЕЦБ вообще скупал облигации?

Программа скупки облигаций была начата весной 2015 года, ее совокупный объем достиг к настоящему моменту 2,5 трлн евро. Целью этой программы — европейского аналога американской программы "количественного смягчения" — была поддержка денежной ликвидностью европейской экономики. Ведь в результате скупки активов доходность на рынке облигаций остается низкой, что упрощает доступ к "дешевым" деньгам компаниям и банкам.

ЕЦБ теперь полностью устранится с рынка облигаций?

Нет. Те средства, которые будут поступать в казну ЕЦБ от погашения облигаций, уже находящихся в его портфеле, будут снова реинвестироваться в активы. То есть нынешняя ликвидность останется на рынке. Как долго ЕЦБ будет поддерживать эту ликвидность, пока неизвестно. А вот с новыми, дополнительными вливаниями все решено — с 2019 года их не будет.

Когда ЕЦБ повысит учетную ставку в еврозоне?

До конца лета 2019 года изменений по учетной ставке не предвидится, заявили в ЕЦБ. А экономисты в Европе не ожидают изменений даже до конца 2019 года.

Инфляция в еврозоне выросла?

Инфляция вновь приблизилась к отметке в 2% годовых, которую ЕЦБ считает оптимальным значением для Европы. Однако в значительной степени достижение этого показателя объясняется ростом цен на энергоносители, который имеет временный характер. Так что для того, чтобы делать далеко идущие выводы, еще требуются дальнейшие наблюдения. В текущем году ЕЦБ ожидает инфляцию на уровне 1,7%.

Как отреагировали эксперты на решение ЕЦБ?

Они приветствовали завершение в 2018 году программы скупки активов. Клеменс Фюст, глава мюнхенского Института экономических исследований ifo, расценил это как шаг в сторону нормализации европейских финансов. "Скупая облигации, ЕЦБ все больше входил в роль кредитора отдельных государств Европы. Это подрывало принцип независимости банка", — отметил он.

Экономист Изабель Шнабель не считает решение Марио Драги окончательным поворотом в денежной политике, которая, по ее мнению, остается слишком экспансивной — а перестанет она таковой быть только после повышения учетных ставок.

Схожего мнения придерживается и Андреас Мартин из федерального объединения Volks- и Raiffeisenbanken. Он также хотел бы услышать от Европейского центрального банка четкий план ликвидации сильно разросшегося портфеля облигаций, которые уже были приобретены на баланс ЕЦБ при "денежном стимулировании" еврозоны.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!