Foto: Reuters/Scanpix
Европейский Союз в 208-й статье Лиссабонского договора постановил, что он в своей деятельности учитывает интересы развивающихся стран.

Однако исследование негосударственных организаций, опубликованное на прошлой неделе, показывает, что это не всегда выполняется. Начнем с сельского хозяйства. Хотя сейчас в мире производится достаточно продовольствия, примерно миллиарду людей его не хватает. Из всех средств сотрудничества в развитии только 4,4% направляется на развитие сельского хозяйства, хотя известно, что один евро, вложенный в эту сферу, приводит к росту ВВП на 2-3 евро, а сельскохозяйственное производство формирует 30-70% ВВП беднейших стран. Одновременно возникает вопрос, смогут ли крестьяне ЕС конкурировать с крестьянами развивающихся стран, если у них отнимут щедрые субсидии?

В период с 2007 по 2009 год прямые платежи обеспечивали 29% доходов крестьян ЕС. В Дании этот показатель вообще достигал 70%. Так же, например, доходы от экспорта покрывают только 49-56% затрат молочной отрасли Германии. Каким образом на конкурентоспособность сельхозпродукции ЕС могло бы повлиять сокращение прямых платежей? За примерами далеко ходить не надо: конкурентоспособность — один из главных аргументов при защите интересов латвийских крестьян, когда отмечается, что низкие платежи существенно влияют на возможности латвийской продукции на внутреннем рынке ЕС.

Субсидируемые сельхозпродукты ЕС во многих странах вытесняют с рынка тех, для кого сельское хозяйство является единственным источником дохода, мешая дополнительному заработку и поставкам продовольствия. Негосударственные организации призывают ЕС осознать, что продовольствие — это не только товар, это права человека. И это следует учесть при реформе Общей сельскохозяйственной политики. Из этого следует, что ЕС должен ликвидировать все оставшиеся субсидии на экспорт продуктов питания.

На стоимость продовольствия в мире влияет также политика ЕС в отношении биотоплива. ЕС в большой степени несет ответственность за выкуп земли в разных странах мира, чтобы обеспечить площади, необходимые для производства биотоплива. Но это значит, что такие земли больше нельзя использовать для производства продовольствия. Без земли часто остаются именно мелкие крестьяне, которые больше не могут прокормить свои семьи. Конечно, хорошо заботиться о защите природы, но этот вид политики надо переоценить, так как ЕС спасает экологию за счет развивающихся стран. Между прочим, ЕС надо больше думать об ограничении собственного потребления энергии.

ЕС также надо подумать, как обеспечить долгосрочный импорт продовольствия. В данный момент, чтобы обеспечить нужды Европы, требуется дополнительно 35 млн. гектаров (это примерная территория Германии).

Хотя сельскохозяйственная политика ЕС существенно влияет на остальной мир, интересы ЕС и развивающихся стран не совпадают и в других отраслях. Например, в использовании природных ресурсов. Зарегистрированные в ЕС предприятия получают и продают огромное количество ресурсов из развивающихся стран. Зачастую у этих стран нет иного способа, как обеспечить свой бюджет, остается лишь продавать природные ресурсы. Поэтому ресурсы продаются очень дешево и не обеспечивают экономическое развитие. К тому же, местные жители часто с этого вообще ничего не имеют. Одно из решений — более эффективное использование ресурсов внутри ЕС, больше внимания переработке и изменение потребительских привычек европейцев. ЕС должен поддерживать экспорт переработанных продуктов из развивающихся стран, эффективнее следить за соблюдением законов против коррупции и отмывания денег вне ЕС, не допускать ухода от налогов.

В этой сфере тоже есть примеры из жизни в Латвии, хотя, конечно, уровень развития не сравнить. Скажем, распродажа древесины, чтобы заткнуть дыры в госбюджете, дискуссии о том, что надо продавать не само сырье, а продукцию из древесины, а также недавняя дискуссия о раскрытии реальных получателей выгоды от оффшоров.

Одна из сфер, где интересы особенно отличаются, это военный сектор. Несмотря на финансовый кризис, в мире на военные нужды тратится в пять раз больше средств, чем нужно для достижения целей развития Тысячелетия! ЕС в 2010 году потратил на это 382 млрд. долларов США (для сравнения, расходы бюджета Латвии за год были 4,4 млрд. латов, то есть около 8,6 долларов США). Никто не отрицает, что надо поддерживать госбезопасность, но страны ЕС являются крупнейшими экспортерами оружия в мире. После США и России следуют Германия, Франция, Соединенное Королевство, Нидерланды, Китай, Испания, Италия и Швеция. Хотя ЕС установил ограничения на экспорт военных технологий и экипировки, на многие сферы это не распространяется. Несколько примеров: с октября 2004 года в течение пяти лет ЕС экспортировал в Ливию оружие на сумму 384,5 млн. евро. ЕС также экспортирует оружие в Индию и Пакистан, хотя эти страны находятся в затяжном конфликте. Мы постоянно слышим о результатах этой деятельности. Что касается Ливии, надо учесть, что вмешательство НАТО тоже обошлось жителям ЕС в копеечку.

Если ЕС продолжит обеспечивать развивающиеся страны оружием в поисках финансовой выгоды, он будет мешать их развитию. Главную ответственность за такие сделки несут лидеры этих стран, но ЕС не может одной рукой помогать в развитии, а другой — разрушать и увеличивать угрозу жизни населению.

Последняя сфера, отмеченная в исследовании, это миграция. Миграции из развивающихся стран в ЕС способствуют многие факторы — бедность и проблемы в развитии, безработица, конфликты, политические репрессии, изменения климата и так далее. ЕС борется с последствиями, которые особенно видны на южных границах, которые каждый день пытаются пересечь нелегалы. Поддержка развития остального мира могла бы уменьшить эти заботы. ЕС также должен способствовать, чтобы мигранты, проживающие здесь и поддерживающие благополучие европейских стран, могли это делать и у себя на родине. Одна из рекомендаций — дать мигрантам возможность свободно перемещаться между родиной и страной проживания, чтобы можно было не только послать домой финансовые средства, но и поддержать инвестиции и передачу знаний.

Это лишь некоторые примеры, где слова ЕС не соответствуют делам. Хотя Латвия не является существенным игроком в политике сотрудничества в развитии, мы на уровне жителей и правительства можем способствовать тому, чтобы политика ЕС соответствовала и нашим интересам, и интересам жителей всего остального мира.

Перевод DELFI. Оригинал здесь

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!