Foto: LETA

Старое правительство не защищает национальные интересы и чрезмерно хвастается хорошей работой. Новые политики — серая масса, амбиции которой могут привести к росту экстремизма. Так считает экс-премьер Латвии Айгарс Калвитис, который пришел на радио LR-4, чтобы ответить ведущей передачи "Действующие лица" Валентины Артеменко и журналисту портала Delfi Кристины Худенко.

На радио LR-4 экс-премьер Латвии, председатель правления Latvijas Gāze Айгар Калвитис пришел вместе с Валдисом Затлерсом и и экс-премьером Латвии, экс-мэром Риги Андрисом Берзиньшем, чтобы подвести итоги года. Выяснилось, что у всех наболело.

Почему народ не поверил "старым"?

Главной причиной, по которой народ выбрал 66% новых депутатов в Сейм, Айгар Калвитис назвал неправильную коммуникацию уходящего правительства с народом: "Они начали называть себя чемпионами мира по хорошим делам. Но забыли, что политика, это прежде всего эмоции, чувства. У каждого избирателя есть свои проблемы, а тут им кто-то хвастается, что он — главный чемпион по хорошей работе. Избиратель задается вопросом: а где результаты этой хорошей работы, назовите-ка мне три своих лучших дела? Как же получается, хоть состояние страны хорошее, а три конкретных хороших дела не назвать?!"

Почему буксуют президент и "новые"?

В итоге избиратели поверили молодым политикам, которые обещали сделать все лучше, чем старые. Но просчитались. Потому что выбирать им было особенно не из кого: "Это глобальная проблема страны, что с приходом Репше было поставлено много ограничений на участие в политике. В итоге часть населения, зачастую довольно интеллектуальная часть, была отодвинута в сторону — по разным соображениям, им нельзя участвовать. Вот и приходят теперь… серые. Не красные или цветные, а именно серые — без опыта и знаний, с большими амбициями. И эта серая масса не может ни о чем договориться и меняет свое мнение каждых полчаса… Не представляю, как с такими можно о чем-то договориться. Они все перессорились между собой. Выхода из ситуации — не видно, а "чемпионы хороших работ" сидят в сторонке и ничего не могут сделать".

Как не допустить экстремизма?

На замечание ведущих, что в истории были ситуации, когда следом за "серыми" к власти приходят черные, а то и коричневые, Калвитис ответил утвердительно и спрогнозировал возможный рост экстремизма, если решения в ближайшие дни не найдут: "Что надо каждому избирателю? Стабильность. Это как каждому ребенку нужна мама, папа, за которых можно спрятаться. Так и гражданину надо, чтобы было спокойно и понятно. Еще месяц полюбуемся на этот цирк, а потом все начнут злиться. Бюджета нет, лидера не видно, непонятно, что будет с государством. Уже 10 лет идут дебаты, что нужен всенародно избранный президент, лидер, который скажет народу, куда пойти. А что нынешние политики могут нам указать? Все это может привести к экстремизму. Не такому, как в Европе, но к политическому. К тому, о чем вы говорите (черным или коричневым — прим. Ред.)… Ситуация очень плохая. И я не вижу выхода из нее".

Тем не менее свою формулу действия Калвитис предложил — навести порядок в партиях и приструнить смутьянов: "Избраны 100 депутатов. Человек пять-десять держатся за свои амбиции и всех путают. Их можно назвать по фамилиям, но не буду. Остальным 90 депутатам надо понять, что, если есть партийная демократия, а твои лидеры никуда тебя не ведут, значит, надо что-то делать в своей организации".

По его мнению, если в течение января правительство создать не удастся, надо срочно думать о перевыборах — времени на промедление нет: "Президентские выборы у нас в июне. Начало кампании, в мае. Если за два месяца не будет правительства — парламент распускать (на перевыборы) нельзя, иначе мы рискуем остаться без президента, парламента и правительства. Значит, решение о роспуске должно быть принято не позже января. Есть пять недель на то, чтобы или создать правительство, или назначить перевыборы".

Второй вариант, который видит Калвитис, чтобы президент сам создал в парламенте большинство и посадил своего премьера: "Это очень сложная работа, хоть теоретически и возможно. И я не вижу кандидатов, чтобы не из парламентских депутатов создать правительство. А какая мотивация у депутатов поддерживать кого-то со стороны, если они сами себя не могут поддержать?! Так что первый вариант (навести порядок в партиях) — лучше".

Зачем открыли "мешки КГБ"?

Калвитис высказал предположение, что "мешки" — это ложная тема, пена, которая прикрывает и снимает с распорядка дня более важные вопросы, отвлекает: "Это была другая страна и система. Надо двигаться вперед. Многие люди из "мешков" потом многое для нашей страны дали. У меня вопросы лишь к тем, кого вербовали в 80-90-х, когда уже началась Атмода. Тогда ведь тема идеологии так жестко не стояла. И тут я бы спросил, что эти люди — конъюнктурщики? Что они за это получили?"

Надо ли уходить Ушакову?

В связи со скандалом о закупках транспорта в Rīgas Satiksme, Калвитис уверен, что мэр Риги должен нести ответственность: "Он полностью ответственен за то, что происходит в Рижской думе. И не важно, знал он (о взятках) или не знал. Ему надо или самому наказывать, или быть наказанным - только два варианта. Могу привести пример из своей жизни: если бы я что-то натворил в своей Latvijas Gāze, то или меня бы сняли, или я бы кого-то снял. Вариант два: или ему надо разобраться с подчиненными по полной программе, или самому отступить. Это его выбор. А вмешательство со стороны - это неправильно. Дума функционирует, депутаты избраны, а увольнять кого-то можно только, если он не справляется со своими обязанностями - это один из принципов демократии".

Почему Латвия сдает позиции?

Прошелся Калвитис и по старому правительству во главе с Кучинскисом. На просьбу прокомментировать банковский кризис и сегодняшнюю ситуацию, когда еще четыре латвийских банка попали под критику в связи с отмыванием, он ответил: "Есть понятие национальных интересов — финансовая система в них входит. Меня, как гражданина, беспокоит, что никто не борется за национальные интересы. Если бы были публично представлены доказательства, что там (в ABLV) был криминал, за который банк надо было закрыть, каждый гражданин бы это понял. Но пока я не получил ни одного доказательства того, что надо было закрывать наш самый большой частный банк национального капитала. Это большой упрек в сторону нынешнего правительства за то, что они не боролись за наш национальный интерес". В итоге по его мнению, "деньги уйдут в другие страны и другие банки — там будут зарабатывать, а мы — нет".

Развивая тему, Калвитис указал, что и по другим важным национальным вопросам сегодняшние политики "сдают свои позиции конкурентам": "Посмотрите, как другие страны борются за свои интересы?! Когда я был премьер-министром, (иностранные) послы ходили и лоббировали, заставляли, упрекали… Что только не делали, чтобы свой бизнес продвинуть. А Латвия ходит с опущенными руками, склоненной головой. Мы со всеми соглашаемся и за себя не стоим. Неважно, это банки, транзит, бизнес — мы сдаем свои позиции. Мне жалко! Это импотентная политика нынешних политиков…"

Попадет ли сегодня Латвия в очередной "серый список" со снижением банковских рейтингов? Простив этого Калвитис призвал побороться нынешних политиков: "Зачем нам дипломаты, МИД, министерства экономики и финансов — они должны ТАМ сидеть и доказывать, что мы — не жулики и не воры, что мы не отмываем деньги! Это прямые обязанности наших политиков! А если мы жулики и воры — это даже обидно…"

Несмотря на жесткую критику, под конец передачи Айгар Калвитис высказал мнение, что "мы можем гордиться страной. Так хорошо, как сегодня, люди на территории Латвии еще никогда не жили. Это понятно, но всегда хочется лучше. Чего и желаю".

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!