Фото: Reuters/Scanpix

Для принимающих стран трудовые мигранты из Прибалтики — конкурентное преимущество, для Латвии, Литвы и Эстонии — серьезные потери. Однако они могли быть значительно меньше, если бы приоритеты в политике, а значит и в экономике, были раставлены иначе. Так считает профессор кафедры европейских исследований факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета, руководитель магистерской программы СПбГУ "Исследования балтийских и северных стран" Николай Межевич.

По его мнению, правящие элиты этих стран выбрали ошибочные приоритеты. Самый главный минус — игнорирование отношений с Россией, которые могли бы стать для них подушкой безопасности, смягчающей последствия кризиса путем переориентации на большой восточный рынок.

"Курс на полный разрыв с восточным соседом, нагнетание русофобских настроений на политическом уровне, постоянные претензии и отказ от участия в крупных проектах привел к тому, что страны Прибалтики остались с последствиями жесткого кризиса один на один. И руками политиков сотрудничество с Россией оказалось, по сути, табуировано", — считает Межевич.

Профессор указал, что для Прибалтики плохие отношения с Россией обходятся до 10% от ВВП, для российской же стороны потери настолько малы, что могут соответствовать показателям погрешности.

"Для Латвии, Литвы и Эстонии, на мой взгляд, главное — наладить добрососедские отношения с Россией. Никто не говорит о любви. Да, мы можем наблюдать отдельные шаги, направленные на корректировку острых проблем между нашими странами, но частные случаи нельзя принимать за тенденции, которые служили бы свидетельством позитивных изменений. Точек соприкосновения становится все меньше, а пространство сотрудничества сживается, как шагреневая кожа", — говорит профессор.

Николай Межевич считает, что причина этого кроется в том, что система политического рекрутирования в странах Балтии такова, что на политику страны десятилетиями влияют одни и те же люди, которые извлекают из "страха перед Россией" свою политико-финансовую ренту.

"Отмечу, что "торговля" российской угрозой уже не является 100% эффективным методом на внешнем и внутренних рынках, поскольку идет демографическое обновление электората. Для молодежи 1991 — 1995 г.р. Россия как "империя зла" — это лишь устаревшее клише, хотя националистические силы всех трех стран Балтии старательно пропагандируют версию о тотальной ответственности России буквально за каждую мелочь", — заявил эксперт.

Материал подготовлен при поддержке БФУ им. Канта

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !