Foto: LETA
На приватизацию можно было бы передать также энергокомпанию Latvenergo, заявил старший вице-президент созданного в результате реструктуризации Parex banka банка Citadele, руководитель Дирекции управления частным капиталом Роберт Иделсонс.

Первой задачей нового правительства Латвии будет, бесспорно, составление и консолидация госбюджета 2011 года, которая может коснуться также налоговой политики, а второй — повышение эффективности народного хозяйства.

"Часть этой задачи связана с тем, что больше внимания надо уделить развитию отраслей с более высокой добавленной стоимостью и развитию экспорта. Однако вторая часть связана с тем, что государство должно перестать заниматься некоторыми функциями, которые надо передать частному сектору. В том числе, надо выйти из различных индустрий, в которых ему по-прежнему принадлежат предприятия, поскольку многие из этих предприятий работают неэффективно и вызывают дополнительные расходы для общества", — указал Иделсонс.

Список госпредприятий, которые можно было бы продать, очень много обсуждается: airBaltic, Lattelecom, Rigas siltums, отметил он.

"Мое личное мнение — что Latvenergo тоже не является неприкасаемым объектом. Здесь больше играют политические страхи приватизировать компанию или передать ее в концессию. Хотя, например, наши соседи уже давно сделали это с подобными предприятиями. Если продолжить список, то следовало бы продать также Latvijas dzelzcels, Latvijas Pasts, тот же банк Citadele вместе с Latvijas Hipoteku un zemes banka. Список довольно длинный. Некоторые из этих предприятий работают эффективно, другие — менее эффективно, но все равно, будучи в собственности государства, они создают дополнительное бремя и для госбюджета, и для экономики", — пояснил Иделсонс.

На вопрос, готово ли, на его взгляд, общество к приватизации Latvenergo, Иделсонс ответил, что мнение общества в большой мере формируют политики: "Приватизация — правильная вещь, и если она организована честно, обществу определенно можно разъяснить ее преимущества. Другой вопрос — хотят ли это делать, доверяет ли общество тем, кто это делает, понятно ли разъяснение. Политики — отнюдь не крупнейшие специалисты в экономике, это мы хорошо видели в различных публичных дебатах".

Иделсонс считает необходимым создать действительно сильную коалицию, включив в нее все партии, получившие на выборах существенную поддержку избирателей. Это позволило бы принимать и непопулярные решения и выполнять их, не меняя поминутно по популистским причинам. Чтобы принимать такие решения, необходимо привлечь к их принятию и социальных партнеров, и экспертов, что позволит правильно формулировать и обосновывать эти решения.

"Если социальные партнеры согласны с этими решениями, они помогут лучше подать их обществу, и общество тоже будет чувствовать себя намного более причастным к принятию этих решений, и у него больше не будет тех подозрений, какие были до сих пор — например, если приватизируется Latvenergo, то это делается в интересах узкой группировки. Если обществу разъяснять достаточно широко, с сильными аргументами, какая от этого будет польза для всех, то, по-моему, общество может принять даже необходимость приватизации Latvenergo", — считает он.

Вырученные от приватизации деньги следует направить на погашение госдолга, указал Иделсонс: "Долги вызывают зависимость, и если мы хотим играть решающую роль в Латвии, то мы должны стараться уменьшить их. Полезно помнить, что по долгам надо платить, и большие долги вызывают большие расходы по их обслуживанию. Сейчас получается, что на одолженные деньги мы фактически финансируем принадлежащие государству предприятия, которые работают неэффективно. Если это изменить, экономика будет более эффективной".

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!