Фото: LETA

Журнал Ir проверил более тысячи деклараций должностного лица, поданных латвийскими прокурорами в Службу госходохов с 2000 по 2015 годы и выяснил, что часть из них, как и ставшие недавно героями скандала следователи СГД, зачастую любят копить деньги наличными, а также имеют богатых и любящих оказывать денежную помощь родственников.

Издание заострило внимание на 76 прокурорах из различных структурных единиц, занимающихся уголовными процессами по экономическим преступлениям. Несмотря на то, что зарплаты в прокуратуре намного больше, чем в полиции, большинство из них за последние 15 лет не создавали никаких накоплений, однако 40 из них стали владельцами двух и более объектов недвижимости. У остальных — под одному объекту (в основном купленному в кредит) или нет своего жилья вовсе.

Больше всего недвижимости у прокурора Рижского окружного суда Ласмы Зебулини, которая в 2014 году впридачу к квартире и еще одному объекту недвижимости в Риге задекларировала еще 5 новых земельных участков в Риге. Так как в декларации нужно указывать сделки стоимостью более 20 минимальных зарплат, но эти действия ен указаны, можно предположить, что сделка произошла за меньшую сумму. Сама прокурор на вопросы Ir относительно этой покупки отвечать отказалась.

У 9 из 76 прокуроров имелись кредитные обязательства в размере более 100 тысяч евро. При этом Екатерине Кушаковой, которая является одним из ведущих процесс о трагедии в Золитуде прокуроров, с 2006 года удалось выплатить уже 124 тысячи евро (общая сумма займа — 152 тысячи), пишет Ir.

Прокурор Занда Риекстиня в 2008 году указала, что сама дала кому-то в кредит 24 тысячи евро (годом ранее цифра составляла лишь 7 тысяч евро), хотя на тот момент за год в прокуратуре заработала почти столько же, сколько одолжила, при этом сама будучи должницей. Отвечать на вопросы Ir она отказалась.

Как отмечает издание, сложнее всего получить ответы было от тех прокуроров, которые длительное время декларировали внушительные наличные накопления — именно такое поведение борцы с коррупцией считают факторами риска, которые могут сигнализировать о возможном "отмывании" денег.

Самые крупные суммы наличными в декларациях указаны у прокурора Илоны Минаевой. В 2006 году ей удалось накопить 45 тысяч евро и 2552 латов. Затем сумма постепенно стала уменьшаться, и с 2010 года Минаева ее уже не указывает — очевидно, она составляет менее 20 минимальных зарплат.

В 2016 году Министерство юстиции объявило о намерении внести в законодательство целый пакет поправок, которые помогут предотвращать случаи "отмывания" денег и коррупции должностных лиц. Например, чиновникам будет запрещено хранить наличными более чем 15 тысяч евро.

Помимо этого, любые сделки с недвижимостью будет разрешено заключать только в нотариальной форме, а нотариусу придется в обязательном порядке сообщать Службе госдоходов и Службе устранения легализации незаконно нажитых средств о всех документах, в которых фигурирует сумма больше 15 тысяч евро.

В случае с завещаниями, если сумма передаваемых другому лицу средств также превышает 15 тысяч евро, нотариус будет обязан провести проверку на предмет того, существует ли указанная сумма в действительности. Для этого наследнику придется перечислить указанную в документе сумму на специальный счет в Государственной кассе.

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !