В этом году Министерство юстиции планирует предать гласности свои представления о модернизации и развитии латвийских тюрем. Они до сих пор остаются грязными, тесными, разваливающимся, в них нельзя содержать людей. Это понимают даже самые далекие от баланды лица. Находящиеся в наиболее плачевном состоянии как минимум три из 15 тюрем страны будут снесены или отремонтированы по стандартам ЕС. После чего, очевидно, возобновится дискуссия о необходимости строительства частной тюрьмы.
Сегодня в Латвии под стражей содержатся более 6 тыс. человек, в том числе почти 300 женщин в рижской женской Ильгюциемской тюрьме. Арестованные и осужденные практически везде (исключая столичную тюрьму Матиса и — отчасти — Олайнскую и отремонтированную часть Центральной тюрьмы) содержатся в условиях, которые трудно назвать достойными человека. Посетив около месяца назад самые разваливающиеся темницы отечества, министр юстиции Гайдис Берзиньш вернулся к ранее неоднократно звучавшей идее модернизации тюремных построек и инфраструктуры.

Вчера глава Минюста резюмировал: число тюрем в Латвии увеличить на данный момент невозможно. Однако уже в этом году будет рассмотрена возможная модель партнерства государства и частных инвесторов, в результате чего в Латвии может быть построена новая "супертюрьма". Она, по мнению г-на министра, может находиться в Курземе и вместит в себя заключенных трех нынешних рижских учреждений. Скорее всего, речь идет о находящихся в Риге Шкиротавской, Ильгюциемской тюрьмах и тюрьме Браса. В них в последние годы не было серьезных инвестиций и снести их, как Бастилию, будет выгоднее — хотя бы из-за земли под ними, которую можно продать или сдать в аренду.

По мнению пресс-секретаря шефа Минюста Мартиньша Панке, есть много вариантов, куда перенаправить самих сидельцев, — возможно, женщины из тюрьмы в Риге переедут в Олайнскую, контингент которых, объединенный с осужденными Брасы и Шкиротавы, отправится обживать будущую комфортную "еврозону". Предполагается, что она — с сухими проветриваемыми камерами, современными электронными системами защиты, прогулочными двориками, спортзалами и отелем для свиданий — вместит до полутора тысяч осужденных. Аудиторская компания MG Baltics по заявке министерства сейчас ищет оптимальный вариант рокировки трех старых тюрем на одну новую. Стоимость такого здания оценивается пока весьма приблизительно — в 20-30 млн. латов. И объект может быть в частном управлении.

"Мысль такая: инвесторы финансируют строительство новой тюрьмы, а государство в известный срок возвращает им израсходованные средства. Это похоже на лизинг. Далее предприниматели обслуживают тюрьму, обеспечивая в том числе и питание заключенных, и их занятость", — пока еще очень неконкретно заявляет заместитель госсекретаря Минюста Лайла Мединя. Открытым пока остается и вопрос о законности вычетов из зарплат заключенных: Минюст хочет дождаться решения Суда Сатверсме по этому поводу. Теоретически при тюрьме может быть огромная промзона.

Сами потенциальные "клиенты" — люди, пребывающие за решеткой, — относятся к проекту частной тюрьмы скептически. "Думаю, этот проект не окупится и за 20 лет. При этом, хотя в частной тюрьме сидеться, может, и будет, как в XXI веке, воры против евростандарта: дело в том, что тогда усилятся меры контроля над нами. Лучше уж сидеть как сейчас, с наркотиками и связью в плохой старой тюрьме, чем в хорошей новой, но без всего этого", — рассказал по телефону источник, находящийся в камере одного из столичных "учреждений".

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!