Фото: LETA

На выборах Сейма в списке Русского союза Латвии (РСЛ) могут появиться весьма необычные варианты и личности, заявил в интервью агентству LETA сопредседатель РСЛ, депутат Европарламента Мирослав Митрофанов. Ясность по кандидатам в депутаты Сейма от РСЛ появится в конце мая.

На вопрос, будет ли включен в список кандидатов РСЛ депутат Европарламента Андрей Мамыкин, Митрофанов ответил, что комментировать это может сам Мамыкин.

Существует известная вероятность, что на выборах Сейма 13-го созыва будет баллотироваться бывший европарламентарий Татьяна Жданок, оставившая работу в Европарламенте, чтобы участвовать в организации предвыборной кампании РСЛ.

"Наша цель — восстановить свою фракцию в Сейме", — заявил Митрофанов. На его взгляд, коалиция Союза "зеленых" и крестьян и "Согласия" в парламенте будет невозможна.

Митрофанов также рассказал, что в значительной степени намерен идти по стопам Татьяны Жданок — он также будет работать в группе Зеленых-Европейского свободного альянса (Greens/EFA), а его первые инициативы будут связаны с актуализацией вопроса о негражданах Латвии и Эстонии. Политик надеется использовать платформу Европарламента, чтобы привлечь внимание к актуальной в Латвии проблеме реформ в образовании, которые предусматривают перевод средних школ на латышский язык обучения.

"Заседание предусмотрено в апреле или мае, но мне важно добиться, чтобы этот вопрос оставался в повестке дня комитета. Есть также так называемая интергруппа, где будет рассматриваться вопрос о школьной реформе в Латвии, возможность русских и других национальных меньшинств получить образование на родном языке.

Интергруппа — это полуформальное объединение, в которое входят депутаты из разных фракций и групп. Для меня работа в этой группе очень важна, потому что позволят сформировать связи с другими фракциями Европарламента", — отметил Митрофанов.

"Во многих странах ЕС такая борьба уже в прошлом. В Западной Европе этот вопрос был решен в 60-70 годах или раньше. Например, в Финляндии сразу после получения государственной независимости был достигнут компромисс об образовании шведского меньшинства на родном языке.

В Великобритании в образование вернулся валлийский язык, который в 60-70 гг. стал языком обучения в школах этого региона. В Испании после смерти диктатора Франко очень быстро было восстановлено употребление региональных языков в системе образования.

Вопрос об образовании национальных меньшинств после краха коммунистического режима в 90-е гг. прошлого века активно решается в Словакии, где есть венгерские школы, а в отдельных муниципалитетах венгерский язык используется в официальном общении. В Румынии также уделяется внимание тому, чтобы обеспечить баланс между румынским и венгерским языками, полуофициальный статус там присвоен и немецкому языку", — сказал сопредседатель РСЛ.

По словам Митрофанова, "хуже, чем в Латвии, вопросы образования на родном языке решаются в Греции. Там македонский язык практически запрещен. В свою очередь в Болгарии у турецкого меньшинства есть и школы, и право употреблять турецкий язык в самоуправлениях.

Хорошим примером является Германия, где в Шлезвиг-Гольштейне у границы с Данией есть датские школы, а в Дании — соответственно школы с немецким языком обучения. У сорбов в Германии тоже есть школы, где можно учиться на родном языке, хотя условия жизни этого нацменьшинства в настоящее время очень сложные. На территории проживания сорбов иностранная компания в открытом карьере добывает уголь, который загрязняет окружающую среду, здесь перемещаются целые деревни. В этой связи делегация комитета Европарламента по петициям недавно посетила Германию, чтобы на месте собрать факты и ознакомиться с условиями жизни сорбов".

"В Эстонии и Литве проблемы образования национальных меньшинств больше схожи с ситуацией в Латвии. В Эстонии установлены определенные "красные линии" — существование школ нацменьшинств и русского языка как языка обучения. Дискуссии ведутся только о пропорции языков в гимназиях. В Литве ситуация напряженная из-за польских, а не русских школ. Существует достаточно открытый конфликт между польским меньшинством и литовским большинством по поводу употребления польского языка в работе самоуправлений, топонимике", — сказал евродепутат.

Митрофанов сообщил, что "за месяц до окончания сбора подписей под инициативой европейских граждан о защите проживающих в ЕС национальных меньшинств собрана примерно половина из 1 миллиона необходимых подписей".

"В Латвии из-за неупорядоченной процедуры сбор подписей задержался примерно на полгода. Сейчас нам не хватает около 10% от квоты, чтобы соответствовать критериям ЕС. Надеюсь, что мы этого добьемся. Подписаться под инициативой могут только граждане, у неграждан такого права нет.

Если сбор подписей будет успешным, в Латвии может возобновиться финансирование ЕС для проектов, в которых используется не только государственный язык, но и языки меньшинств, включая русский. Пару лет назад в Латвии был большой скандал, когда Министерство здравоохранения и Национальная служба здравоохранения подготовили приглашения для женщин пройти оплаченную государством маммографию груди не только на латышском, но и на русском языке", — заявил политик.

По мнению Митрофанова, "уменьшение поддержки Латвии из структурных фондов ЕС, безусловно, будет. Вопрос в том, насколько пропорциональным оно будет территории государств-членов, численности населения и критериям развития… До сих пор главным критерием, который принимался во внимание, был внутренний валовой продукт (ВВП) на душу населения. Если показатель ВВП меньше 90% от среднего уровня, ЕС помогает средствами из Фонда сплочения.

После 2020 года будут введены дополнительные критерии, на основе которых можно будет требовать сохранения или даже увеличения поддержки из Фонда сплочения для слаборазвитых регионов Латвии. И это наша, депутатов от Латвии, обязанность — добиваться, чтобы в следующем периоде планирования, который начнется после 2020 года, поддержка из фондов ЕС была сохранена, а для некоторых регионов даже увеличена, в том числе и для моей родной Латгалии".

"В отличие от Сейма Латвии в деятельности Европарламента слишком большая роль отводится формальным процедурам, иногда даже больше, чем содержанию. 90% времени во время дискуссий в Европарламенте отводится на разговоры о том, что было год назад, как и за что каждый проголосовал, какой была позиция соответствующей фракции или органа ЕС. Я в этом не вижу большого смысла", — заметил он.

На вопрос, почему "Согласию" не везет с депутатами Европарламента (Александр Мирский был исключен из "Согласия", Андрея Мамыкина даже не пригласили на съезд партии), Мирослав Митрофанов ответил так: "Основным приоритетом "Согласия" является власть в самоуправлениях, где есть возможность получить различные материальные блага, а второй приоритет — это Сейм, что для партии является вопросом престижа и самоуважения".

"Европарламент до сих пор не был приоритетом "Согласия". В основном самим кандидатам приходилось искать деньги для своей предвыборной кампании. Партия своими средствами помогала им очень ограничено. Поэтому "Согласие" искало популярных людей, которые могли бы сами, без поддержки партии, обеспечить свое избрание в Европарламент. Такими были Мирский, Рубикс, Мамыкин. Каждый из них — очень сильный политик. Например, Мамыкин очень активный депутат Европарламента. Я думаю, что дистанцирование "Согласия" от Мамыкина объясняется страхом, что он по популярности может конкурировать с Ушаковым", — сказал Митрофанов, добавив, что личные отношения у него с Мамыкиным "хорошие и коллегиальные".

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !