Министр по особым поручениям в делах общественной интеграции Нил Муйжниекс уверен, что в течение примерно года Латвия могла бы ратифицировать Всеобщую конвенцию о защите нацменьшинств.
В то же время он признает, что "впереди большая работа как с депутатами, так и с обществом". "И вопрос еще открыт, нужно ли это делать до или после референдума по вопросу о вступлении в Евросоюз", — сказал министр.

Министр иностранных дел Сандра Калниете в ноябре прошлого года высказала мнение, что в ратификации конвенции у Латвии сейчас нет необходимости, так как действующее законодательство уже гарантирует защиту прав нацменьшинств и их развитие.

Тем не менее, на заседании парламентской комиссии по исполнению Закона о гражданстве Муйжниекс указал, что ратифицировать конвенцию уже неоднократно рекомендовали Латвии и Совет Европы, и Европарламент, и ОБСЕ. В то же время он признал, что "Брюссель не может это поставить нам строгим предварительным условием, так как конвенцию не ратифицировали несколько стран Евросоюза".

Министр заявил членам комиссии, что "страх перед этим документом преувеличен". Он подчеркнул, что подписав конвенцию, Латвия обязалась ее ратифицировать. Муйжниекс отверг высказанное на заседании мнение, что ратификация конвенции означала бы отказ от намеченного на 2004 год перевод обучения в школах нацменьшинств на латышский язык.

Некоторые члены комиссии обратили внимание на то, что, например, Франция, Нидерланды и Бельгия тоже не ратифицировали конвенцию. При этом депутаты подчеркнули, что законодательство не разъясняет понятие "национальное меньшинство", и это, по их мнению, препятствует ратификации конвенции.

Муйжниекс отметил, что ряд европейских стран ратифицировали конвенцию не уточняя, на кого она распространяется, и сказал, что для Латвии это тоже было бы подходящим решением. При этом он признал, что нормы Всеобщей конвенции о защите нацменьшинств могут коснуться главным образом статуса русского языка в Латвии.

Министр заявил BNS, что конвенция может быть ратифицирована Латвией с оговоркой, что она отказывается выполнять тот ее пункт, который предусматривает написание табличек с названиями улиц также и на языках нацменьшинств в местах их компактного проживания. "Учитывая опыт советского времени, такая норма могла бы вызвать напряженность в обществе, что противоречит духу конвенции", — сказал Муйжниекс.

Принятая в 1994 году Всеобщая конвенция о защите нацменьшинств вступила в силу в 1998 году после того, как ее ратифицировали 12 стран Совета Европы. Латвия подписала этот документ в 1995 году, но до сих пор его не ратифицировала, ссылаясь на нехватку средств, необходимых для выполнения его требований. В свою очередь, Литва и Эстония, а также большинство европейских стран уже ратифицировали этот документ. Россия, озабоченная положением русских за рубежом, тоже остро критикует Латвию за проволочки с ратификацией конвенции.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!