Foto: RIA Novosti/Scanpix

Имиджевый ущерб России за последние годы с трудом подлежит измерению в деньгах и материальных активах. Страна превращается в больного человека Европы, и при президенте Владимире Путине резких изменений в отношениях с окружающим миром не будет, заявил в интервью ru.Delfi.lt российский политолог Станислав Белковский.

По словам Белковского, в 2015 году в России произошло два главных события — начало войны в Сирии и убийство Бориса Немцова. "Начало войны в Сирии показало, что Владимир Путин будет продолжать эскалацию войны с целью принуждения Запада к переговорам о разделе мира, поэтому нас ждет усугубление военного контекста в современной истории России. А убийство Бориса Немцова показало, что политический террор в стране осуществляется совершенно без ведома и контроля Кремля. И он с этим сделать ничего не может", — отметил политолог.

Поддержка президента России, по мнению Белковского, строится на монархическом ритуале: "Я много раз повторял, что лояльность большинства населения Путину строится на неукоснительном соблюдении опять же ритуала. Только ритуала монархического, который состоит из трех важнейших составных частей. Первое — это эксклюзивность монарха, т. е. отсутствие у него прямых конкурентов в актуальном политическом поле. Второе — это непогрешимость монарха, невозможность его жесткой критики в основных средствах массовой информации при возможности критики его политики, кадровых назначений и т. д. И третье — это принципиальный примат монарха над законодательством. Если эти три условия соблюдаются, то вне зависимости от эффективности политики, монарх остается легитимным достаточно долго. Нужны эксцессы, чтобы эту легитимность поколебать. А популярность первого лица в России синонимична его легитимности. Популярность есть не отражение народом успешности, а отражение именно легитимности верховного правителя".

В международной политике целью России является принуждение Запада к переговорам о разделе мира, к возвращению в Ялтинско-потстамскую глобальную конфигурацию. При этом, как отмечает Белковский, страна не приобретает новых союзников: "Мы не видим ни одной страны, которая, будучи прежде оппонентом России, за последние два года стала бы другом".

Продление санкций не будет иметь воздействия на Путина, который, по мнению эксперта, под давлением всегда поступает наоборот, не так, как хочет от него источник давления. "А элиты очень серьезно страдают от санкций, и их потери от них не надо преуменьшать. Причем речь идет не только о закрытии доступа к западным источникам финансов и технологий, что для субъектов российской экономики является очень важным, а речь идет о необходимости изменения образа жизни, который для большинства представителей российских элит неразрывно связан с Западом. Это и размещенные на Западе капиталы, и недвижимость, и образование для детей, и, что особенно важно, здравоохранение, поскольку российская система здравоохранения деградирует и не может предложить приемлемого для российских элит уровня. Поэтому людям приходится менять свои жизненные стратегии, на которые они работали всю жизнь. И это, безусловно, усугубляет неприятие путинской политики в элитах и разрыв между значительной частью элиты и президентом. Кроме того, санкции, как в свое время правильно заметил один крупный российский чиновник, помимо прямого эффекта, имеют непрямой эффект — качественное ухудшение имиджа россиян на Западе и самой России. Россия превращается в больного человека Европы. И этот имиджевый ущерб в общем-то с трудом подлежит измерению в деньгах и материальных активах".

В 2016-м году, по мнению Белковского, от России можно ожидать развития всех тех тенденций, что есть сегодня. "Владимир Путин будет сконцентрирован в основном на международной и военной политике, — отметил он. — Экономика и внутренняя политика его не особенно беспокоят. И он будет по прежнему вести линию по принуждению Запада к любви с использованием кнута и пряника. Однако и кнут не очень силен, и пряник недостаточно сладок, поэтому непонятно, насколько успешной может быть эта линия. Хотя сам Путин считает, что за счет своего собственного большого запаса прочности он прижмет западных лидеров в какой-то критический момент исторического времени. А внутри страны при сохранении режима санкций продолжится падение экономики. Низкие цены на нефть этому также будут способствовать, поэтому в элитах будут нарастать разочарование и раздражение кремлевским курсом. Другое дело, что сегодня нет никакого механизма конвертации разочарования и раздражения в реальные политические перемены".

Станислав Белковский занимался политическими технологиями с середины 1990-х годов, сотрудничал с Борисом Березовским, Константином Боровым, Ириной Хакамадой. С критикой политики Владимира Путина начал активно выступать в 2004-2005 годах. Во время Крымского кризиса заявил о намерении просить украинское гражданство. Активно выступает в оппозиционных российских СМИ — на телеканале "Дождь", радио "Эхо Москвы" и т.д.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!