Скромные достижения Латвийской первой партии (ЛПП) в 9-м Сейме напрочь лишили Айнара Шлесерса возможности амбициозных маневров на левом фланге. Беспрецедентно дорогостоящая кампания позитивизма, над которой работал известный пиарщик Эрик Стендзениекс, спасла ЛПП от полного краха, но не оправдала смелых надежд руководства партии — "первые" по-прежнему не первые. А после того как Шлесерс позволил себе резкие высказывания о позиции "тевземцев" по Абрене, в кулуарах заговорили о возможном слиянии "первых" с левоцентристами из Центра согласия (ЦС).
Слухи о сотрудничестве ЛПП с русскоязычными политиками возникают не впервые. После раскола объединения ЗаПЧЕЛ в прошлом Сейме активно муссировалась информация, что якобы Янис Юрканс, представлявший Партию народного согласия (ПНС), не против поработать со Шлесерсом. Но брачного союза не получилось: ЛПП просто отщипнула от фракции ПНС пятерых депутатов. Переход бывших "пчел" в партию "священников" вызвал серьезные подозрения в подкупе слуг народа, но в уголовное дело эти подозрения так и не материализовались.

Теоретически объединение ЛПП с фракцией ЦС могло бы сбросить Народную партию с лидерских позиций: 27 депутатских мандатов при нынешнем раскладе сил были бы серьезным ресурсом. Поговаривают, что объединение центристов произойдет с благословения самого Айгара Калвитиса, который хотел бы убрать из правительства Союз "зеленых" и крестьян. Однако такое развитие событий кажется совсем уж невероятным.

Не исключено, что в окружении Шлесерса обдумывается уже знакомая стратегия по увеличению влияния ЛПП на принятие важных решений: ресурсы партии позволяют переманить на свою сторону нескольких "колеблющихся" с левого фланга. Полное же объединение ЛПП с ЦС совершенно невозможно — мешает тень Алфреда Рубикса. Руководство Центра согласия не раз давало понять, что от сотрудничества с социалистами не откажется. А для латышских либералов из ЛПП такой симбиоз неприемлем.

В то же время внутренняя ситуация во фракции ЛПП/Latvijas cels вынуждает Шлесерса искать дополнительные подстраховки. Для опытных функционеров из Latvijas cels создание блока с миллионером Шлесерсом было способом решения накопившихся финансовых проблем.

А ЛПП с выгодой для себя использовало имена известных политиков-"цельшей". Еще до выборов аналитики поговаривали, что союз между такими разными партиями — это брак по расчету. "В объединении не все так гладко. Во время обсуждения некоторых вопросов люди из Latvijas cels продвигают свою линию", — утверждает источник "Телеграфа" в ЛПП. Внутренние противоречия в блоке дают основания полагать, что в будущем возможен раскол фракции.

Тот же источник не подтверждает слухи о слиянии ЛПП с ЦС: "Непонятно, откуда взялись такие данные. Этот вопрос нигде не обсуждался".

Но самое невероятное в версии о росте влияния Шлесерса — это предположения о вытеснении из правительства Союза "зеленых" и крестьян. И дело даже не в том, что именно СЗК проявил себя самым сговорчивым и склонным к компромиссам коалиционным партнером. Дело — в связи между СКЗ и мэром Вентспилса. Невозможно предположить, что Народная партия, нацелившаяся на "четыре тучных года", сейчас пойдет на открытый конфликт с Айваром Лембергсом, который по праву считается одним из наиболее влиятельных людей в стране.

Не стоит забывать и о несгибаемой позиции националистов из ТБ/ДННЛ. Хотя негласное сотрудничество между русскоязычными политиками и правыми радикалами фактически происходит, касается оно исключительно хозяйственных вопросов. Сложно представить, что, например, Юрис Добелис и Борис Цилевич могут стать частью единой коалиции. Даже под присмотром гиперэластичного Айнара Шлесера. Конечно, схема НП+ЛПП+ЦС арифметически жизнеспособна. Но у премьера нет ни малейших оснований ради удовлетворения амбиций младших партнеров разрушать нынешнюю стабильную коалицию.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!