Такое решение может — естественно, теоретически — быть принято в знак солидарности с Грузией, в отношении которой, по мнению латвийских политиков, Россия совершила акт агрессии. Латвийские эксперты по-разному оценивают возможность "отключения" российских кнопок, но сходятся в одном: в деле замешана политика.

Высказывание Даце Буцениеце наделало немало шума в медийной среде: в журналистских кругах поползли слухи о возрождении цензуры. Операторы кабельных сетей озаботились своим будущим — ведь российские телеканалы являются самым востребованным продуктом на этом рынке.

Что дальше? Насколько серьезно заявление чиновницы из НСРТ?

Кокетство или лицемерие?

- Это заявление, с одной стороны, кокетство, а с другой — лицемерие, — говорит исполнительный директор Ассоциации вещательных организаций Гунта Лидака. По ее словам, у НСРТ нет юридических возможностей для того, чтобы прекратить вещание российских телеканалов в Латвии.

- НСРТ, конечно, может запретить ретрансляцию российских программ. Но это будет удар, в первую очередь, по латвийским фирмам — тот же Первый балтийский канал занимается ретрансляцией программ Первого канала России, — продолжает Гунта Лидака. — Но для того, чтобы нанести такой удар по местным ретрансляторам, НСРТ придется заручиться мощной политической поддержкой. Но тогда встанет вопрос: чем мы отличаемся от России, где политика сильно влияет на бизнес?

По мнению эксперта, заявление Буцениеце свидетельствует о том, что некоторые силы заинтересованы в том, чтобы разделить латвийское общество на тех, кто поддерживает Грузию, и тех, кто солидарен с Россией:

- Это деление стимулируется на всех направлениях, в том числе и в среде средств массовой информации. Делать подобные заявления, не проведя тщательного анализа ситуации, просто безответственно!

По словам Лидаки, скорее всего теперь Россия примет Европейскую конвенцию надграничного вещания.

- Раньше России было невыгодно принимать этот документ, поскольку он регламентирует время рекламы на канале, — продолжает Гунта Лидака. — Но поскольку в связи с обострением политической ситуации есть вероятность того, что некоторые страны захотят отказаться от ретрансляции российских телеканалов, Москва, вероятно, поспешит присоединиться к конвенции. Тогда придраться будет не к чему.

По мнению медиаэксперта Сергея Крукса, вряд ли за этим заявлением последуют действия:

- НСРТ может «зарыть» только Первый балтийский, — говорит Сергей Крукс. — На остальные телеканалы его компетенция не распространяется. Думаю, НСРТ просто хотел продемонстрировать свою позицию. Надо же было отреагировать!

Запретом проблему не решишь

Политолог Иварс Иябс также считает, что в деле замешана политика.

- У НСРТ нет возможности повлиять на российское телевидение. Что они собираются запрещать — пользование спутниковыми антеннами? — говорит эксперт. — Это нереально. Конечно, можно «наехать» на операторов кабельного ТВ, но сопротивление будет очень серьезным.

По мнению Иябса, если из пакетов кабельного ТВ уберут российские каналы, люди поставят спутниковые тарелки.

- Российские телеканалы оказывают серьезное влияние на общественное мнение в Латвии, — продолжает эксперт. — И они воздействуют не только на русскоязычных жителей, но и на латышей, поскольку могут предложить качественные передачи и фильмы, на покупку которых у латвийских телевизионщиков нет денег. С другой стороны, российские телеканалы не влияют положительно на интеграцию латвийского общества.

Над этим правительству следует серьезно задуматься. Но запретом проблему не решишь. Просто латышской части общества надо активнее развивать диалог с русскоязычным населением. Возможно, стоило бы переводить на русский язык наиболее интересные латышские телепрограммы. Необходимо давать людям альтернативу, а не запрещать.

Он отметил, что латвийские политики нередко поднимают вопрос о запрещении российских телеканалов. Однако обычно это делают ультраправые депутаты Сейма вроде Добелиса. Другое дело, когда с таким заявлением выступает беспартийный и — формально — политически нейтральный юрист.

- Это мне кажется очень странным, — cказал Иябс.

Да уж, взятая на себя роль «нового солдата холодной войны» Латвии, похоже, нравится. Цензура — верный спутник войны. Правда, латвийская Конституция ее запрещает, но, думаю, юристы с американской помощью как-нибудь растолкуют нам, что это сделано в интересах свободы и демократии.

А еще можно запретить телефонные разговоры с Россией, отправку писем в эту страну. Можно изъять из продажи карты, где эта страна занимает много места.

Но самое верное средство предложил один из читателей delfi: латвийским гражданам стоит делать операции по изъятию мозга. Потому что думать им — незачем.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!