Foto: RIA Novosti/Scanpix

Международный союз теоретической и прикладной химии официально присвоил 113 химическому элементу в таблице Менделеева название "нихоний" (Nihonium, Nh), сообщает Gazeta.ru со ссылкой на японский Институт естественных наук, где и открыли этот элемент.

Нихоний происходит от слова "нихон" (Nihon), что на японском языке буквально означает "Страна восходящего солнца" — другое название Японии.

Группа ученых под руководством Косуке Мориты начала работу по обнаружению нового сверхтяжелого элемента в 2003 году на ускорителе RILAC. Впервые элемент с номером 113 был успешно синтезирован в 2004 году.

31 декабря 2015 года открытие ученых было официально подтверждено, а в начале этого года учеными было предложено название новому элементу (изначально его назвали "японий"). В июне Международный союз теоретической и прикладной химии (ИЮПАК) присвоил элементу название нихоний.

За авторство открытия 113-го химического элемента боролись две команды: российско-американская и японская. Первая заявила о синтезе элемента в 2003 году после опытов, проведенных в Объединенном институте ядерных исследований в подмосковной Дубне. Вторая команда, представляющая ученых из японского Института естественных наук (RIKEN), обнародовала свои данные в 2004, 2005 и 2012 годах.

Японские ученые получили 113-й элемент, сталкивая ядра цинка и висмута. Российско-американский коллектив получил 113-й элемент как побочный продукт реакции при синтезе 115-го элемента.

В природе, как правило, наблюдаются химические элементы с атомным номером (количеством протонов в ядре) не выше 92 (уран). Элементы с количеством протонов от 93 до 100 можно получить в реакторах, выше 100 — на ускорителях частиц.

Летом этого года ИЮПАК присвоил названия и трем другим новым элементам, которыми пополнилась таблица: 115-й — московий (Moscovium, Mc), 117-й — теннессин (Tennessine, Ts) и 118-й — оганессон (Oganesson, Og).