Холодные зимы последних лет, которые принесли столько неприятностей многим европейским странам, могут быть связаны с изменчивостью в ультрафиолетовом излучении Солнца. Судя по последним данным со спутников, колебания в уровне ультрафиолетового излучения значительно больше, чем предполагали ученые.

Группа британских геофизиков опубликовала в журнале Nature Geoscience статью о том, как такие колебания могут приводить к более теплым зимам в одних районах земного шара, и к более холодным — в других. Исследователи подчеркивают, что их данные не имеют прямого отношения к глобальному потеплению.

Солнце в последние годы находилось в спокойной фазе своего 11-летнего цикла, что совпало с необычно холодными зимами за последние три года в Британии, Северной Европе и США. При этом в южных широтах, например, в Средиземноморье, а также в высоких широтах на севере Канады и в Гренландии наблюдалась необычайно теплая погода.

Эти данные были получены американским спутником SORCE, запущенным в 2003 году. Среди установленных на нем приборов есть регистратор колебаний солнечного излучения, который анализирует излучение светила в инфракрасной, видимой и ультрафиолетовой частях спектра. По данным регистратора, колебания ультрафиолетового излучения за последние годы в пять раз превысили ранее наблюдавшиеся.

Геофизики ввели данные, полученные со спутника SORCE, в компьютерную модель мирового климата, используемую британской Метеорологической службой.

Результаты моделирования подтвердили предположение о том, что колебания в ультрафиолетовом излучении Солнца влияют на распределение температур в тропосфере и стратосфере.

Ультрафиолетовое излучение поглощается озоновым слоем в стратосфере, поэтому на низшей точке цикла солнечной активности стратосфера остывает быстрее. Это, в свою очередь, приводит к изменению скорости воздушных потоков в тропосфере, в том числе воздушного течения, которое циркулирует в приполярных областях Северного полушария.

В результате, движение воздуха в направлении с запада на восток уменьшается, а холодный воздух c cевера Сибири начинает все чаще влиять на погоду в Британии и странах Северной Европе.

Однако пока не совсем ясно, насколько точны данные, полученные со спутника SORCE. Ученые склонны верить им, однако отмеченные колебания настолько велики, что они предпочли бы получить подтверждение из других источников.

Если гипотеза о влиянии колебаний ультрафиолетового излучения верна, то в ближайшие годы зимы в Cеверной Европе будут мягче, так как наступает новый 11-летний цикл солнечной активности.

Помимо этого цикла, существуют и другие, более протяженные циклические изменения на Солнце. Например, с 1645 по 1715 год астрономы отмечали так называемый минимум Маундера, когда на Солнце наблюдалось большое количество пятен. Период этих наблюдений совпал с общим охлаждением климата в Северном полушарии, которое получило название Малого ледникового периода.