Найдено объяснение огромным глазам гигантских кальмаров
Foto: EPA/LETA

Американские ученые университета Дюка провели исследование на тему особенностей строения кальмаров: у гигантских особей этого вида моллюсков, достигающих в длину 18 метров — непропорционально огромные глаза, диаметр которых составляет 27 см при размере зрачка в 9 см. По мнению ученых, рекордный орган зрения позволяет животному вовремя заметить опасность.

Поскольку обнаружить гигантского кальмара (Architeuthis) и колоссального кальмара (Mesonychoteuthis) в естественных условиях практически невозможно, для биологов до сих пор остается загадкой поведение животных в условиях естественной среды обитания.

Исполинские моллюски, размер которых достигает 18 метров, обитают на большой глубине, прячась в темной бездне мирового океана. Несмотря на скрытый образ жизни, ученым известна анатомия кальмаров — несколько особей попадали в сети рыбаков и выбрасывались на берег.

Одной из выраженных особенностей этих кальмаров является наличие непропорционально огромных глаз. Так как строение тела животного напрямую связано с его образом жизни, ученые решили определить, какова причина такой адаптации.

В первую очередь специалисты измерили размеры глаз сфотографированных и пойманных моллюсков. Затем ими была определена прозрачность воды и яркость света на глубинах, типичных для этих животных (от 300 до 1000 метров). На основе этого учеными была создана математическая модель, демонстрирующая, как работает зрение гигантских кальмаров и что они могут увидеть.

Согласно результатам исследования, опубликованным в журнале Current Biology, зрение кальмара плохо годится для поиска других особей своего вида или жертв. Для таких целей животному было бы достаточно глаз размером не более 10 см.

Скорее всего, гигантские глаза помогают кальмару избежать встречи с природным врагом — кашалотом, предполагают ученые. В кромешной тьме подводного царства нелегко заранее заметить приближение опасности. А кит хорошо ориентируется в морской пучине благодаря высокочастотной и ультразвуковой эхолокации. Кальмары лишены такой способности.

Неизменным местом встречи хищника и жертвы становятся глубины мирового океана, куда из-за удаленности от поверхности не проникают солнечные лучи. Большие глаза улавливают больше света: при недостатке освещения чем больше диаметр, тем выше контрастность зрения.

"Большие глаза, хорошо различающие контрастность, бесполезны при наблюдении за малыми объектами. Однако в условиях слабой освещенности они позволяют хорошо различать крупных животных, таких как кашалот, который при движении вызывает вспышки биолюминесценции", — отмечает один из исследователей Зенке Йонзен.

Сталкиваясь с многочисленными мелкими обитателями морских глубин, неуклюжий кашалот вызывает яркие вспышки света посреди непроглядного мрака. Даже на глубине больше 600 метров ориентируясь на эти сигналы, кальмар способен обнаружить хищника на расстоянии 120 метров.