Foto: AP/Scanpix/LETA
Агентство NASA получило первые фотографии от межпланетного зонда "Новые горизонты" (New Horizons), успешно пролетевшего мимо самого удаленного из известных нам объектов Солнечной системы. Аппарат сделал снимки астероида 2014 MU69 Ultima Thule, который находится в 6,4 млрд км от Земли.

"New Horizons не только — первый зонд, изучивший Плутон. Теперь он пролетел мимо самого отдаленного объекта, к которому когда-либо удавалось приблизиться космическим аппаратам. Зонду удалось первым собрать данные об объекте, который содержит элементы, сохранившиеся со времен рождения нашей Солнечной системы. Вот что такое лидерство в изучении космоса", — отмечается в заявлении NASA.

Ultima Thule считается очень древним астероидом. Он расположен примерно в 6,4 млрд километров от Земли. В миллиарде миль позади орбиты Плутона New Horizons пролетел мимо покрытого льдом древнего камня в поясе Койпера. В этот момент расстояние между зондом и астероидом составило всего 3500 километров, сообщает Newsru.com.

Небесное тело из пояса Койпера стало самым дальним от Земли объектом, посещенным земным зондом. Скорость New Horizons в момент сближения с Ultima Thule составила около 51 тысячи километров в час (около 14,6 км/с). Сигналу, посылаемому станцией из столь отдаленной части Солнечной системы, потребовалось около шести часов, чтобы достигнуть Земли. Как выяснилось, внешне один из древнейших астероидов напоминает снеговика, кеглю или арахис.

Foto: AP/Scanpix/LETA
Астрономические наблюдения указывали на то, что Ultima Thule, вероятно, представляет собой обломок неправильной формы диаметром 30-40 км либо пару астероидов по 20 км в диаметре каждый. Теперь же стало ясно, что Ultima Thule является бинарным астероидом, состоящим из двух частей, соединившихся воедино на раннем этапе формирования Солнечной системы.

По данным NASA, этот астероид является контактным двойным телом, состоящим из двух соединенных друг с другом сфер, которые достигают в длину 31 км. Более крупная сфера была названа Ultima (диаметр около 19 км), а меньшая — Thule (14 км).

Данные, полученные от зонда, также указывают, что Ultima Thule — чрезвычайно темный астероид: его самые светлые части отражают лишь 13% солнечного света, а самые темные — всего лишь 6%. Это сравнимо с тем, как отражает свет земляная смесь для горшков. Но Ultima Thule при этом оказался красного цвета, сообщает Русская служба Би-би-си.

Глава этого проекта НАСА Алан Стерн сказал, что добраться до астероида было непростой задачей. "Размеры Ultima Thule близки к общей площади Вашингтона, и этот объект отражает примерно столько же света, что и земляная смесь для горшков и садов. Он отражает солнечные лучи в 1900 раз меньше, чем это происходит на Земле в солнечный день. Мы искали его практически в кромешной тьме, при этом зонд летел со скоростью 51 тыс. километров в час. Но в итоге нам это удалось", — сказал он.

Зонд "Новые горизонты" передал на Землю лишь около одного процента собранной им информации. Полностью она будет получена в течение ближайших 20 месяцев.

Foto: Reuters/Scanpix/LETA
Астероид 2014 MU69 был открыт с помощью орбитального телескопа "Хаббл", о чем было объявлено в 2014 году. В марте 2018-го NASA по итогам интернет-голосования предварительно нарекло его Ultima Thule, что означает "Край света".

Зонд New Horizons, который считается самым скоростным из когда-либо запущенных с Земли космических аппаратов, стартовал в январе 2006-го. Год спустя он прошел мимо Юпитера на рекордно близком расстоянии в 2,3 миллиона километров, передав на Землю ценную информацию об атмосфере и магнитосфере планеты, а также данные о ее спутниках. В марте 2011 года зонд пересек орбиту Урана, в июле 2015 года прошел в 12,5 тыс км от Плутона и впервые сделал снимки Плутона и его спутника Харона.

После этого зонд продолжил космическое путешествие в "спящем режиме" для сохранения возможностей находящейся на нем аппаратуры для изучения других объектов в Поясе Койпера. Пояс состоит из малых замороженных тел, чьи орбиты максимально удалены от Солнца и восьми основных планет. Возможно, в пояс Койпера входят тысячи таких тел, как Ultima Thule, а их обледеневшее состояние почти наверняка послужит ключом к пониманию условий формирования Солнечной системы 4,6 млрд лет назад.

Foto: AFP/Scanpix/LETA