Foto: Reuters/Scanpix
У группы финских "народных дружинников", выбравших для себя название Soldiers of Odin ("Солдаты Одина") есть все, чтобы привлечь внимание общественности: антииммигрантские лозунги, лидеры с криминальным прошлым и неонацистским мировоззрением, заявления об этнических чистках и — самое важное — доказанная делом готовность не просто сидеть на диване, а действовать. В конце января "солдаты Одина" добрались до Эстонии. Портал Delfi решил познакомиться с этим феноменом поближе.

"Солдаты Одина", названные в честь могучего скандинавского (и германского) бога, появились в Финляндии в октябре прошлого года — сразу после того, как страна, переживающая экономический кризис, начала испытывать серьезные проблемы с резким наплывом беженцев. Процитированное нами тогда заявление одного из жителей страны оказалось если не пророческим, то, по крайней мере, способным объяснить, почему "Солдаты Одина" в своем нынешнем виде появились именно в Финляндии: "Финляндия иностранцам всегда казалась темной, холодной и расистской по отношению к чужакам, но для финнов это естественное состояние бытия. Мир может удивиться, насколько еще более темными, холодными и расистскими терпеливые финны могут стать, когда им окончательно надоедят "беженцы с iPhone", которые требуют пятизвездочный сервис и воротят нос от недостаточно, по их мнению, благоустроенных лагерей для беженцев в Финляндии".

Темные и холодные

Основная задача, которую декларируют члены "Солдат Одина" в родной Финляндии, заключается в "защите жен, подруг и детей" от понаехавших в страну мигрантов. Для этого они собираются в группы до 15 человек и патрулируют улицы городов. Одеты "солдаты" в своеобразную "униформу" — черные куртки-"пилоты" с логотипом организации и названием города на спине.

Основателем группы "Солдаты Одина" считается бывший заключенный Мика Ранта, не скрывающий своих неонацистских убеждений. Многие его "лейтенанты", главы отделений "на местах" и в других странах, тоже имеют богатое криминальное прошлое, хотя и необязательно разделяют нацистские взгляды "босса". Например, британская The Daily Mail в репортаже про отделение организации в восточном финском городке Йоэнсуу (75 тысяч человек), утверждает, что глава местного отделения "Солдатов Одина" Юха-Матти Киннунен (27), имеет на своем счету обвинения по 30 уголовным эпизодам, включая мошенничество, грабежи и насилие. Он также дезертировал из армии.

В "штаб-квартире" организации свободно висит нацистская символика. Руководители отделения говорят, что все это принадлежит Мике Ранту, сами они себя неонацистами не считают. Между тем, среди членов "Солдат Одина" нет и тех, кто активно протестует против нацизма и идей о "чистоте расы" и возможных "этнических чистках". Много среди них и исламофобов.

По словам представителей "Солдат Одина", в организацию входит 600 членов, действующих в 25 городах в Финляндии, а также в Швеции, Норвегии, Дании, Польше, Германии, Венгрии и Эстонии.

По версии финских правоохранительных органов, по-настоящему активны члены дружины лишь в пяти финских городах, причем Хельсинки среди них нет. Что касается других стран, то в них "Солдаты Одина" присутствуют чисто декларативно и активной деятельности не ведут. А если и пытаются выходить на улицы, то встречают, как в Норвегии, неоднозначную реакцию со стороны местных жителей. Которых образ "уголовников и нацистов" (который всячески поддерживают финские власти) откровенно пугает: ведь "насильники из Кельна" далеко, а "уголовники из Финляндии" уже здесь.

Естественная реакция на угрозу?

Foto: Reuters/Scanpix
Причина, по которой "Солдаты Одина" активно действуют в глубинке, проста — лагеря мигрантов расположены отнюдь не в столице Финляндии. Сама организация возникла в городке Кеми, расположенном на финско-шведской границе в 30 километрах от Торнио — города, принявшего на себя первые волны беженцев из Швеции в конце лета прошлого года.

Громкие преступления с участием беженцев происходили в Финляндии тоже отнюдь не в столице. В городе Кемпеле 14-летняя девочка была изнасилована, предположительно, иммигрантом. Несколько дней спустя в другом городке, Райсио (под Турку), была изнасилована другая 14-летняя девочка, под подозрение также попал приезжий. Самым шокирующим стал случай в Пори, где выходец из Афганистана был арестован по подозрению в сожжении живьем 17-летней девушки, которую он перед этим изнасиловал. Результатом этого стало сожжение дотла убежища для беженцев в расположенном неподалеку городе Канкаанпяа. Поджигателей найти не удалось. В городе Лахти неподалеку от столицы у лагеря для беженцев прошли массовые акции протеста с участием неких лиц в одеждах Ку-клукс-клана.

Поэтому нельзя сказать, что "Солдаты Одина" появились на пустом месте, и их идеи не находят симпатии в обществе. Официальная страница в Facebook, рассчитанная исключительно на финнов, "нравится" 30 тысячам пользователям — и эта цифра растет.

Финские власти признают, что в стране наблюдается рост числа преступлений, которые совершаются мигрантами, однако за минувшие полгода под подозрение попали менее 1000 человек, не имеющих гражданства Финляндии. За это время в страну прибыли 32 тысячи тех, кто ищет убежище. Для страны с населением в 5,5 млн. жителей это очень много — по количеству беженцев в пересчете на тысячу жителей Финляндия лидирует в ЕС. При этом в Финляндии всего 8 тысяч полицейских — один из самых низких показателей в ЕС (тоже из расчета на тысячу жителей). Общее число сексуальных нападений Финляндии в конце года выросло — с 75 за последние четыре месяца 2014 года до 147 за тот же период 2015 года. Власти страны не уточняют, кто именно совершает эти преступления.

С августа страна была вынуждена открыть 102 лагеря и убежища для мигрантов, а еще год назад их было всего три. Финские власти пообещали выслать около 20 тысяч человек, которые оказались не беженцами, а экономическими мигрантами. Еще около трех тысяч покинули Финляндию добровольно. Пособия также будут урезаны — сейчас переселенцы получают щедрые, по латвийским меркам, 92 евро в неделю.

Власти: "Даже название из области сказок"

Foto: AFP/Scanpix
Но критики считают, что это запоздалые меры, "понаехавших" слишком много, и страна с ними уже не справляется. У многих вызывает удивление тот факт, что несмотря на явный кризис, власти не только не приветствуют или хотя бы "не замечают" "Солдат Одина, но нещадно критикуют — причем на всех уровнях, от региональных полицейских начальников, до министров. Финская полиция считает "Солдат Одина" не помощниками, а обузой — людьми, за деятельностью которых также надо приглядывать. Это отнимает ресурсы стражей порядка.

Больше всего полицейских смущает тот факт, что в руководстве организации — сплошь уголовники. "Даже название банды — это что-то из области сказок, — заявил MailOnline Сеппо Корхонен, заместитель начальника полиции Восточной Финляндии. — Они не нужны полиции, а жители их не хотят. У них нет ничего в жизни, мне их жаль. Большая их часть — жестокие преступники, и если все будет так продолжаться, рано или поздно ситуация станет критической. Полицейские силы на пределе, надо прекратить тратить наши ресурсы".

Между тем, поговорив с реальными участниками "Солдат Одина" в Йоэнсуу, корреспондент The Daily Mail пришел к выводу, что большая часть "рядовых" — обычные мужчины в возрасте 20-40 лет, у многих есть семьи. Почти все они — представители рабочего класса, судимости есть у немногих. Те, у кого они есть, этот факт не скрывают, но вслед за основателем движения Миккой Рантом утверждают, что "ошибки бывают у всех". Связи с неонацистскими организациями в Финляндии и за ее пределами не поддерживают. Озвучиваемая ими цель — защищать семьи от "мигрантского произвола", при этом они "готовы к войне".

"Скоро начнется летний сезон, люди начнут отдыхать на пляжах, сексуальные нападения станут более распространенными. Мы должны быть готовы", — говорит один из них.

Финская полиция не скрывает, что ждет повода для запрета организации. Но повода все нет и нет — с октября во всей Финляндии патрули "Солдат Одина" не оказались замешаны ни в одном акте насилия. Теоретически им можно было предъявить лишь "слежку и преследование", а также ношение головных уборов, закрывающих лицо, но до этого финские власти пока не дошли — они не собираются делать из "Солдат Одина" мучеников.

Тем временем, беженцы рассказывают журналистам, что словесно их неоднократно оскорбляли и что они очень боятся выходить на улицу в темное время суток в одиночку. Планы запугать мигрантов "Солдаты Одина" не озвучивали, но, похоже, пока именно запугивание получается у них лучше всего.

В Эстонии — пока никаких патрулей

Foto: DELFI.ee
"Солдаты Одина" не претендуют на экспансию за рубежом. У организации нет официального сайта, а официальная страница в Facebook рассчитана исключительно на финнов. По Европе организация распространяется исключительно благодаря инициативе "на местах" и связям с конкретными людьми. Поэтому и в Латвии они могут появиться только в том случае, если найдутся активные люди, знающие "правильных пацанов". Именно так "Солдаты Одина" появились в Эстонии.

Основателем эстонского отделения "Солдат Одина" является Данель Пуудер, отбывший в тюрьме 11-летний срок за грабеж и хранение наркотиков. "В декабре он самостоятельно связался с Soldiers of Odin и изъявил желание присоединиться к хельсинкской ветви. "Они спросили, заинтересован ли я в ведении дел в Эстонии. Конечно, я заинтересован. Я узнал у знакомых, и поскольку заинтересованные были, я снова связался с финской стороной. Сказали, мол, действуй!", — цитирует его Delfi.ee. Сам Пуудер при этом живет в окрестностях Хельсинки со своей семьей.

По словам Пуудера, цель "Солдат Одина" — не патрулирование улиц, а антиправительственные митинги. Просто потому, что патрулировать пока нет повода — в Эстонию по программе европейских квот пока не переселился ни один беженец. Но если он появятся, члены организации будут готовы выйти на улицы.

Как и в Финляндии, эстонские "Солдаты Одина" не видят проблемы в преступно прошлом. "Это нехорошо. Но если человека это чему-либо научило, он сделал выводы и хочет помочь во имя благородной цели — добро пожаловать", — говорит Пуудер и признает, что ситуация выглядит несколько иронично, но он извлек урок и намерен сделать все, что в его силах, чтобы такое больше не повторилось.

В эстонском отделении организации, по словам одного из ее членов, пока всего несколько человек с судимостями. "Но именно, что несколько. И — по мелочи. А так, у нас есть и бизнесмены, и строители, и бухгалтеры — представители разных специальностей. Эстонцы и русские", — говорит он. В интервью Delfi он говорит, что члены организации — не неонацисты, беженцев они избивать не собираются, русских не притесняют, против детей и женщин ничего не имеют, а больше всего вопросов у них вызывают "молодые мужчины, физически сильные одинокие, приехавшие из стран, где не идет война и прошлое которых установить затруднительно".

Власти Эстонии сохраняют спокойствие, лишь отрицая наличие в рядах членов организации высокопоставленных военных. Официальная позиция такова: "Солдаты Одина" на данный момент только "пугают туристов и иностранных студентов". Первая массовая акция "Солдат Одина" — участие в факельном шествии — запланирована в Эстонии на 24 февраля. Сколько в организации членов — неизвестно, предположительно несколько десятков.

Foto: LETA

Эстонские "Солдаты Одина", заявившие лишь о политической борьбе, могут выглядеть "плюшевыми" на фоне суровых финских парней. В Латвии дело обстоит печальнее. На этой неделе журналисты передачи "Запрещенный прием" на LTV выяснили, что главный противник иммиграции, руководитель общества "Антиглобалисты" Андрис Оролс (на фото) готов воздействовать на общество при помощи поддельных новостей об "опасных мигрантах".

"Можно штамповать ложные новости, что их беженцев тут не ждут. Такие сказочки. Да много чего можно сделать. Можно делать клипы, где их бьют, а они кричат "Ааа, я не поеду в Латвию, нас тут бьют, ненавидят!", — предложил Оролс. На фоне его идей финские патрули "Солдат Одина" — суровые мужики в одинаковых дутых куртках, "нарезающие круги" вокруг лагерей и убежищ, слушающиеся бывших уголовников и пугающие мигрантов до смерти — выглядят, конечно, совсем не привлекательно. Но хотя бы честно.

Возможно, именно в честности заключается и секрет популярности "Солдат Одина", и главная их опасность. Ведь финский "феномен" вовсе не феномен — новости о появлении "антииммигрантских дружин" разной степени организованности в Европе приходят достаточно регулярно. Так что новый марш 5000 штурмовиков по условному Мюнхену может стать лишь вопросом времени.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!