Foto: DELFI Aculiecinieks
Моральный долг латвийского государства и каждого добросовестного политика по отношению к своему народу заключается в уменьшении чувства прошлых обид и поддержке общественного примирения.

Чтобы 8 мая, когда в Европе и США уже с 1945 года отмечается День памяти победы Союзников над национал-социалистической Германией, в Латвии не использовалось для конфронтации групп общества, а способствовало примирению людей, воевавших по разные линии фронта, и всех, для кого этот день важен и свят,

Президент Андрис Берзиньш обращается с призывом к Обществу ветеранов 130-го латышского стрелкового корпуса[1] и Латвийскому Объединению национальных воинов, а также другим организациям ветеранов войны — Объединению латышских стрелков и "Ястребы Даугавы":

Моральный долг латвийского государства и каждого добросовестного политика по отношению к своему народу заключается в уменьшении чувства прошлых обид и поддержке общественного примирения. Поэтому именно 8 мая — это подходящий день, чтобы выразить призыв всем военным ветеранам Латвии собраться на общем памятном мероприятии и вместе вспомнить всех жертв нацизма и коммунизма во Второй мировой войне. И именно Рижское Братское кладбище, где покоятся солдаты, сражавшиеся на разных фронтах и в разных войнах, это одинаково символичное место для общей памяти, которое способно нас объединить, а не продолжать раскалывать на две враждующие стороны.и участвовали в Курземских боях. Именно там произошли тяжелые столкновения с частями армии Германии, в составе которых сражались также мобилизованные туда латышские парни.[2] Это делает память о трагедии намного более болезненной и тяжелой, так как по обе линии фронта сражались братья, друзья, соседи, ученики одних школ. Но для каждого из нас дорога память о своих близких независимо от того, по какую линию фронта воевали наши отцы или деды.

В этом году исполняется 67 лет с момента окончания Второй мировой войны. Однако трагедия латвийского государства, когда наши соотечественники были втянуты в столкновение двух держав, и когда погибли десятки тысяч молодых людей, когда народ против собственной воли был разделен на две враждующие стороны, когда брат был поставлен против брата, по-прежнему используется, чтобы сеять противоречия и разделение народа. Понятно, почему сложилась такая противоречивая ситуация. Многие граждане Латвии, которые во время Второй мировой войны сражались в рядах Красной армии, стали работниками номенклатурных и репрессивных учреждений Латвийской ССР. Одновременно существует неоспоримый факт, что в ряды Красной армии в последние годы войны попало более 57 тысяч мобилизованных жителей Латвии. Многие были включены в подразделения 130-го латышского стрелкового корпуса.

С 1995 года, когда 8 мая в Латвии начали отмечать как День разгрома нацизма и памяти жертв Второй мировой войны, в этот важный день в нашей стране проходит ряд памятных мероприятий. Для людей, сражавшихся по разные стороны, эти мероприятия отличаются по времени и месту проведения. Однако официальная памятная церемония латвийского государства 8 мая ежегодно проходит на Рижском Братском кладбище. В ней участвуют высшие должностные лица страны, руководство Национальных вооруженных сил и иностранные послы. Но есть основания утверждать, что эта памятная церемония по-настоящему не служит выполнению своей главной задачи — напомнить людям о трагедиях нацизма и научить тому, что в нашем будущем отношения людей и государственную политику надо формировать так, чтобы похожие события никогда больше не повторились. Опыт прошлых лет показывает, что перед официальным памятным мероприятием у Священного огня и Матери-Латвии цветы возлагает организация ветеранов 130-го латышского стрелкового корпуса. Два памятных мероприятия на Братском кладбище проходят в разное время и их участники не встречаются. В то же время боевые товарищи и близкие латышских легионеров вспоминают их на Лестенском военном кладбище.

День 8 мая должен служить не только памяти, но и более далеко идущей цели, он должен способствовать примирению общества, так как в противном случае может оказаться, что более полвека спустя после крупнейшей трагедии человечества мы не усвоили один из самых серьезных уроков Второй мировой и всех предшествующих войн. Может оказаться, что мы не сделали все возможное, чтобы в нашем обществе больше не привлекали внимание и не имели страстных приверженцев конфронтация, ненависть и месть, которые на основе идеологии тоталитарных держав все еще пытаются реанимировать отдельные радикальные группировки.

[1] Личный состав 130-го латышского стрелкового корпуса формировали беженцы, отправившиеся в Советский Союз в начале войны между СССР и Германией (среди них были также советские коллаборационисты), проживающие в России латыши и жители Латвии, мобилизованные в ряды частей Красной армии в принудительном порядке в 1944-1945 году. В целом, в рядах частей Красной армии сражались 80000-100000 человек, то есть 4-5% от числа жителей Латвии до оккупации. Более половины, или примерно 2,5-3% всех жителей, пали в боях против армии национал-социалистической Германии. 130-й латышский стрелковый корпус внес большой вклад в разгром нацизма. Бойцов корпуса нельзя считать военным формированием, члены которого однозначно поддерживали советскую власть. Среди них были также люди, которые протестовали против советской оккупационной политики, участвовали в движении сопротивления, а также были убиты или попали советские места заключения.

[2] В рядах вооруженных сил Германии сражались около 110 000–115 000 жителей Латвии (примерно 6-8% от общего населения), подавляющее большинство из них было мобилизовано. На полях сражений погибли около 30 000–50 000 солдат, или около 2,5% общего населения. После завершения войны в плен к западным союзникам попали около 25 000, а почти 50 000 солдат попали в советский плен и большее или меньшее время находились в советских фильтрационных лагерях и ГУЛаг. Многие из них там погибли и домой не вернулись.

Текст обращения на сайте президента

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!