Кажется, только самый лояльный или ленивый, фигурально выражаясь, не успел пнуть Калвитиса, Годманиса и прочих представителей власти в их мягкие животы. И ведь по делу пинают! Менее способных к управлению страной людей надо долго искать. Но искать как-то не хочется, потому что вот этих господ хватило.
С другой стороны приходится признать, что господа эти не пришли из ниоткуда. Их не забросило сюда ночью на парашютах какое-то недружественное государство, их не распылила над нашей маленькой страной в виде спор воинственная инопланетная цивилизация. Их выбрали.
Откуда они берутся
Если быть точным, это произошло в субботу 7 октября 2006 года. Для любителей статистики Центральная избирательная комиссия сообщает, что в голосовании приняли участие 60,98% имеющих голос граждан нашей страны. Из них 19,56% поддержали Народную партию, Союз «зеленых» и крестьян — 16,71%, Новое время — 16,38%, Центр согласия — 14,42%, Латвийскю первую партию с «Latvijas cels» — 8,58%, ТБ/ДННЛ — 6,94%, ЗаПЧЕЛ — 6,03%. То есть входящие в правящую коалицию партии получили 51,79% голосов.
Обратите внимание: почти 40% имевших право голоса в выборах не участвовали. В абсолютных числах — примерно 581 000 человек. Очень трудно представить, что все эти люди действительно не смогли добраться до избирательных пунктов. Сейчас, наверное, они отчаянно клянут правительство, Сейм и всю систему госуправления за штопор, в который непрофессиональное управление ввело страну со всеми жителями. Забывая, что два года назад упустили шанс направить страну по правильному, на их взгляд, пути.
В русскоязычной среде политический расклад с вытекающими из него экономическими последствиями привычно объясняется исторической несправедливостью в виде статуса неграждан. С этим аргументом можно было бы согласиться, если бы не система натурализации. Экзамен на гражданство настолько прост (сам проходил), что если бы подобные существовали в наших университетах, Латвия была бы безусловным мировым лидером по числу профессоров на душу населения.
По данным Управления по делам гражданства и миграции, на 1 июля 2008-го в Латвии проживал 365 151 негражданин. Предположим, что после 50 лет проходить экзамен на гражданство может быть трудновато, а в младенчестве и вовсе невозможно, и сузим выборку вообще по максимуму — возьмем обладателей фиолетовых паспортов в возрасте от 18 до 50 лет (за основу берем статистику того же Управления) . Выходит около 105 тысяч человек, или около 11,5% от числа голосовавших на прошлых выборах в Сейм. Для сравнения: на тех выборах ЗаПЧЕЛ набрали 54,6 тысяч голосов, ТБ/ДННЛ — 62,9 тысяч, Латвийская первая партия с «цельшами» — 77,8 тысяч.
Учитывая, что с 2006-го число имеющих право голоса, по данным Центризбиркома, выросло до 1 516 097 человек (статистика за 23 августа 2008-го), этих 105 тысяч любой партии железно хватило бы для преодоления пятипроцентного барьера даже при стопроцентной явке на выборы.
Газет не читаю, политикой не интересуюсь
Но речь не о том, что натурализовавшиеся (да и все остальные) должны голосовать за «Центр согласия», ЗаПЧЕЛ или какую-либо другую партию. Речь совсем о другом.
Очень часто от друзей и просто знакомых приходится слышать: «Я газет не читаю, политикой не интересуюсь». Почему? Ну, как же? Газеты все врут. В газетах — сплошной негатив. На газеты нет времени. А с политикой-то что не так? Да ведь от меня там ничего не зависит (результаты выборов подтасовываются, интересоваться политикой опять же нет времени). Конечно, объяснений намного больше, но обычно сводятся они именно к предложенному здесь небогатому набору.
Не хочу никого обидеть, но это только в детстве можно было сказать «я в чуриках», и водящий не имел права тебя «салить». Вы вышли из продленки (ну ладно, средней школы), и оперативная обстановка резко изменилась. Можно интересоваться или не интересоваться политикой — она все равно происходит. Можно ходить или не ходить на выборы — они почти наверняка все равно состоятся. Есть отличная фраза: «Если ты не занимаешься политикой, она займется тобой». Вы еще этого не заметили?
АО «Латвия»
Заявленная в свое время Шкеле формула «государство как акционерное общество» на самом деле не так уж плоха, если только управление ведется с учетом всех акционеров. По крайней мере она позволяет взглянуть на страну и происходящие в ней процессы с точки зрения бизнеса и просто здравого смысла. Так вот с точки здравого смысла акционер (в нашем случае гражданин) интересуется тем, что происходит с его компанией, кто и как ею управляет. Неграждан в этом случае можно сравнить с инвестором, который почему-то отодвинут от контроля и от процесса принятия решений на предприятии. Да, многие обладатели фиолетовых паспортов считают процесс натурализации унизительным. Но тут уж стоит выбирать: или, идя на принцип, со стороны смотреть на происходящее в стране и огребать наравне со всеми, или изменить сам принцип и участвовать в управлении АО под названием Латвия.
Тут вот много говорится о качестве наших управленцев. Мол, председатель правления Ивар Годманис не владеет ситуацией, а Атис Слактерис в должности финансового директора вообще выглядит чистым недоразумением. Система госуправления, включая муниципалитеты, работает с КПД паровоза: весь пар уходит в гудок, на движение вперед энергии не остается. Затертое до дыр словосочетание «политическая ответственность» в устах депутатов, министров и чиновников давно потеряло смысл. И так далее, и тому подобное — ругать власть мы давно научились.
С другой стороны, а кто требовал от них (депутатов, министров, чиновников) чего-то качественно другого? Кто (кроме прессы, которая «все врет», отдельных предпринимателей и политологов) когда либо всерьез настаивал, на том, чтобы какой-то министр отвечал за свои слова, или на том, чтобы госаппарат прекратил бесконтрольно плодиться? Кто требовал эффективных решений и грамотных прогнозов? Взять того же Слактериса. Всерьез о его профпригодности мы задумались только тогда, когда в условиях всеобщего спада его ведомство напрогнозировало рост ВВП и на этом основании нарисовало бюджет, который тут же пришлось резать. И что? Кто-то требует его отставки? Под окнами Минфина ходят демонстрации? Нет, тишина. Латвия берет огромный заем у ЕС и МВФ, который нам надо будет как-то отдавать. Кто-то требует отставки правящей коалиции? Опять тишина.
Нехорошая привычка
У акционера Латвии есть нехорошая привычка не следить за действиями назначенных ими же менеджеров. Сходил на собрание акционеров (то есть выборы), проголосовал — до следующего собрания забыл. Ну, так менеджеры и привыкли, что с них никто не спрашивает.
Отсутствие контроля над людьми, которые управляют вашими активами, может дорого обойтись. Вспомните недавний скандал: потери излишне доверчивых клиентов Madoff Securities — компании бывшего бывшего председателя совета директоров фондовой биржи Nasdaq Бернарда Мейдоффа, обвиняемого в создании крупнейшей финансовой пирамиды, — оцениваются в 50 млрд. долларов.
Более давняя история: убытки от краха Enron, менеджмент которого до последнего скрывал катастрофическое положение предприятия, составили около 60 млрд. долларов. «Около 20 тысяч сотрудников Enron лишились миллиардов долларов, так как деньги из пенсионных фондов в массовом порядке вкладывались в акции самой компании», — сообщала тогда вещательная корпорация BBC.
Кадры решают все. Плохой менеджер способен утопить самую успешную компанию; хороший — может спасти самого «безнадежного больного» (классический пример — Chrysler с Ли Якокка). В случае с АО Латвия едва ли кто-то испытывал иллюзии насчет способностей его менеджеров даже в самые тучные годы. Но даже сейчас, когда их таланты проявились во всей своей красе, очень многие акционеры продолжают верить, что все как-то образуется без их непосредственного участия в жизни нашего незадачливого предприятия. Ну, так и образовалось.
И за это «спасибо» следует сказать не только Годманису с министрами, не только разросшемуся до неприличия госаппарату, но и всем нам, индифферентно смотревшим как немногочисленные, в общем-то, представители власти, уверенно ведут страну к банкротству.