В магазинах все чаще приходится сталкиваться с длинными очередями, которые иногда достигают размеров, которые заставляют вспомнить о советском времени. Миф о капитализме, который якобы не знает очередей, постепенно развеивается.
Покупатели жалуются на скупых и алчных торговцев, которые стараются заработать за счет удобства покупателей и обходятся минимальным количеством сотрудников. Возможно, в этом есть доля правды, однако на дверях большинства магазинов можно найти объявления о приеме на работу. Принимают в том числе и продавцов-кассиров.

Люди, которые пользуются общественным транспортом, заметили, что все чаще транспорт переполнен даже в середине дня. Интенсивность движения снижена не только в целях экономии, но и из-за нехватки водителей, которые сидят за рулем по десять и более часов в сутки.

Люди, на свою беду попавшие в больницу, сталкиваются там с уставшим медперсоналом, поскольку редкий медик, вне зависимости от занимаемой должности, работает на одну ставку. Две-три ставки — не для того, чтобы заработать побольше. Просто работать некому.

Те, у кого угоняют машину или "обчищают" квартиру, потом рассказывают друзьям и знакомым о поверхностном отношении сотрудников полиции к расследованию преступлений. Между тем полицейские часто признают, что вряд ли смогут чем-то помочь: "Старик, понимаешь, в нашем участке на двух инспекторов приходятся сотни таких дел…" И добавляют, что из-за нехватки сотрудников количество уличных патрулей также сократилось до минимума.

Сложно назвать отрасль, где не было бы нехватки рабочих рук. Недостаток рабочей силы ощущается везде (как это соотносится с 7% безработицы — другая история, которую сейчас затрагивать не будем).

Заявления об опасности депопуляции звучат как-то абстрактно, словно речь идет о каких-то статистических категориях, которые на реальную жизнь влияют весьма условно. Публикуются цифры. Смертность превышает рождаемость на сколько-то тысяч, за границу выезжают несколько десятков тысяч человек, а в отрасли не хватает столько-то тысяч рабочих рук. О том, что проблема не кажется серьезной, свидетельствуют и предвыборные программы партий — в них об этом почти ничего не сказано (там, скорее, видны попытки поддержать выезд из Латвии представителей некоренной нации). Очевидно, люди до сих пор не связывают собственные неудобства с нехваткой рабочей силы.

В прошлую пятницу Государственное агентство занятости сообщило, что в стране больше всего не хватает малоквалифицированной рабочей силы (!) — особенно продавщиц, а также профессионалов высокого класса. Суть этого сообщения пугает. Экономика Латвии растет практически астрономическими темпами. Прирост ВВП в первой четверти — 13,1% — опять был самым высоким в Европе. Здесь надо добавить, что прирост выражен в сравнительных ценах, в фактических он составляет аж 20%.

Это означает, что мы стремительно приближаемся к европейскому уровню жизни. Однако пора понять, что стране с европейским уровнем жизни тоже нужны дворники, санитары и представители других профессий, которые, как правило, не привлекают представителей титульной нации. В тех же магазинах, как правило, работают люди некоренной национальности, и стоит задуматься, надо ли сетовать, что знание языка у них ограничивается тем, что они только примерно могут понять, чего хочет покупатель. Фактически же надо радоваться, что есть хоть кто-то, кто хочет на этой работе работать. Сложно представить, что случится, если они пропадут. С другой стороны, можем только порадоваться, что латыши выбирают более высокооплачиваемую работу, где необходима более высокая квалификация.

В такой ситуации массовый выезд жителей Латвии за границу может вызвать пугающие последствия. И здесь совсем некстати вспоминать опыт Ирландии и других стран, так как исторически иммиграция затрагивала страны с высоким уровнем рождаемости и большим объемом лишней рабочей силы. В Латвии рождаемость низкая, количество жителей ничтожно и у нас нет даже естественного воспроизводства жителей.

Правительство разрабатывает национальный план развития, различные сценарии для народного хозяйства, однако в этих планах анализу ресурсов рабочей силы уделено очень мало внимания. Сколько нужно дворников, почтальонов, водителей автобусов, пожарных и представителей других профессий, чтобы не началась социальная катастрофа? Вполне может быть, что все в порядке, и нет поводов для беспокойства. Тогда так и надо сказать. Однако в этом случае стоит сказать и кое-что другое.

Рабочей силы не хватает почти во всех отраслях. И единственный способ, как переманить работников из одной отрасли в другую — предложить более высокую зарплату. То, что из-за нехватки рабочих рук ухудшается качество услуг — еще не все. Дефицит рабочей силы заставляет работодателей поднимать зарплаты, которые сейчас являются одной из причин инфляции.

Считается, что инфляция затрагивает всех. Так оно и есть. Но сейчас повышение зарплат — единственный способ остановить утечку экономически активного населения Латвии. При этом даже полная остановка эмиграции не заполнит все дыры в нашем народном хозяйстве, разве что мы научимся мириться с некоторыми неудобствами. Несколько лет на это у нас еще есть. А может, нет ничего плохого в том, что плов в ресторане будет подавать узбек, а дыры на дорогах латать молдаванин?

Перевод с латышского

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!