Foto: Publicitātes foto
Вступление в еврозону — завершение интеграции Латвии в ЕС. Существует распространенный миф, что членство в Евросоюзе означает полную потерю самостоятельности: мол, все обязаны соблюдать единые правила и проводить единую политику. На самом деле это не так. Каждое государство ЕС, следуя общим правилам в определенных областях, тем не менее, проводит собственную политику, добиваясь самостоятельно поставленных целей.

Важнейшие вопросы остаются в компетенции государств. Потому и итоги членства в ЕС разные. К примеру, Ирландия за пару десятков лет из отсталого (по европейским меркам) государства достигла уровня развития экономики выше среднего, из страны эмиграции превратилась в страну иммиграции. А, скажем, Греция осталась практически на том же уровне, "креативный" подход к статистике, долгое время позволявший получать (и транжирить) щедрые субсидии из Брюсселя в итоге привел к жесточайшему кризису.

Латвия — единственное государство бывшего соцблока, где после падения "железного занавеса" у власти находились только правые партии. Цели политики Латвии в ЕС были соответствующими. Социал-демократические ценности современной Европы — справедливость и солидарность — правящие партии откровенно игнорировали. И результаты десятилетнего членства в ЕС являются "историей успеха" только с точки зрения "правых". Правительство пропагандистски манипулирует многочисленными экономическими индикаторами, но жители Латвии видят: "достижения" правых правительств почему-то не сказываются на их реальном уровне жизни, скорее наоборот.
Игнорирование социальных прав латвийцев отражают объективные показатели. Так, по данным Eurostat, уровень доходов жителей Латвии составляет 29% от среднего по ЕС:


А вот уровень цен — 75% от среднего:


Таким образом, средний латвиец живет хуже "среднего европейца" в 2,6 раза:

Зато Латвия лидирует по другому показателю — т.н. коэффициенту Джини, который отражает уровень социального неравенства, расслоения общества (рассчитывается как отношение доходов группы самых богатых к доходам самых бедных):

Таким образом, в Латвии были созданы условия для того, чтобы небольшая часть жителей смогла стать очень богатыми, но государство не выполняло своей функции защиты "социально слабых", обеспечения социальной справедливости. Другими словами, в Латвии создана рыночная экономика, которая не является социально ответственной — вопреки принципам современной Европы, "европейской социальной модели".

Обеспечение социальной справедливости — это не только некий гуманистический принцип, но в первую очередь — необходимая предпосылка эффективности экономики. Современная Европа — открытая система. За социальную справедливость люди голосуют ногами. Пока работающий в Латвии будет жить хуже, чем безработный в Великобритании, массовая эмиграция неизбежна. Неудивительно, что за 10 лет членства в ЕС Латвия потеряла почти 12% населения:

Причем практически все уехавшие — люди трудоспособного возраста. Более того — это наиболее активные, предприимчивые, энергичные работники. Пенсионеры, инвалиды, социально слабые никуда не едут. Да и на косоруких и лентяев на европейском рынке труда спроса нет, они тоже остаются дома. В итоге нагрузка на социальный бюджет растет, а экономическое развитие тормозится из-за растущего дефицита квалифицированной рабочей силы. Социально несправедливая экономика пожирает сама себя. Массовая эмиграция сказывается и на качестве госуправления, ведь потенциальные грамотные чиновники самого разного уровня тоже предпочитают работать там, где их труд будет оценен более достойно.

Социальная солидарность — отнюдь не "раскулачивание", не уравниловка. Работодатели и высококвалифицированные работники не страдают от социально ориентированной политики. Игнорирование социальной солидарности уничтожает население, человеческие ресурсы, благоприятную для экономики среду. Угрозу для бизнеса представляет не обеспечение социальных прав, а дефицит трудовых ресурсов, неэффективность бюрократии и судебной системы, чрезмерная административная нагрузка, коррупция — все это мы хорошо видим в Латвии.

Спасти демографическую ситуацию можно либо за счет массовой иммиграции (что для правящих националистов немыслимо), либо социал-демократической политики.

Характерно, что даже правые партии заговорили о необходимости "уменьшения неравенства" — ведь и далее закрывать глаза на проблему и хвастаться "историей успеха" уже просто невозможно. Впрочем, говорить — это все, что они могут, ведь правые способны решить проблему социальной справедливости столь же успешно, как лиса способна охранять курятник…

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!