Foto: DELFI
Чуть ли не ментальная зависимость от болтовни с американскими дипломатами, которую сейчас приписывают функционерам правящих партий или их союзникам и прислужникам, уже давно вошла в политический фольклор Латвии и даже стала надоевшей всем банальностью.

На самом деле, обществу кажется неудобным говорить о таких вещах: да, конечно, в таких действиях есть что-то унизительное, но ведь неразумно открыто этому возмущаться, если "рядом медведь".

К тому же, странный обычай стал фольклором не без демонстративного участия самих политиков, чиновников, "серой бюрократии" (политически амбициозных лидеров НГО или журналистов, представляющих "светлые силы"). Они и в кулуарах, и публично представляют посольство "трансатлантического партнера" как бесспорного арбитра в наших внутриполитических конфликтах. Они также к месту и (чаще) не к месту проявляют свою проамериканскую позицию чуть ли не с религиозным пылом.

Зачастую это ничем не отличается от обычного лизоблюдства. Конечно, опубликованные на WikiLeaks дипломатические "кабели" — доклады американцев из Риги, адресованные начальству в Госдепартаменте — не подтверждают предположение об интенсивных "отчетах" аборигенов. Там появились отчеты по докладам, которые работники посольства заслушали из уст (бывшего) начальника БПБК Алексея Лоскутова и его заместителя Юты Стрике, а также директора БЗС Янис Кажоциньша и (прежнего) генерального прокурора Яниса Майзитиса. (Открыто пользуясь ощущением неловкости в обществе, правительство и БЗС этот скандал игнорируют). Допускаю, что слова этих должностных лиц попали в дипломатическую переписки именно потому, что американцы считали их достаточно авторитетным источником и верили в ценность их слов. Тем более, что в таких докладах они нередко превышали свои полномочия. Меня мучают подозрения, что сотрудники посольства сыты по горло слухами, жалобами и инсинуациями, которыми их кормит большое число наших политиков, представителей НГО и других "лидеров мнений". Об этом мы не узнаем, так как дипломаты просто не передавали этот информационный мусор в Вашингтон. Возможно, они не хотели испортить представление о балтийских союзниках.

Накануне выборов, в сентябре, обществу было продемонстрировано косвенное, но колоритное подтверждение глубины ментальной зависимости. Кандидат в премьеры Валдис Домбровскис для рекламного плаката "Единства" сфотографировался со странным для ситуации и жанра значком на лацкане пиджака — скрещенными флагами Латвии и США. (Кстати, у меня самого такой есть. Я даже не поленился его публично носить в начале 2003 года, морально поддерживая вторжение США в Ирак, направление туда латвийских солдат и тогдашнего британского премьера Блера. За это я не раз получал "прикурить" от пацифистки настроенных коллег и знакомых). Ни в одной уважающей себя стране, даже в Эстонии, которая находится в таком же геополитическом положении, это не вызвало бы огромного скандала по одной простой причине: ни герой плаката, ни его оформители, ни фотограф ничего такого себе не позволят. Так же, как этого не позволяли себе прежние латвийские правительства, хотя проамериканизм, особенно в начале 1990-х, был намного более пламенным, даже отчаянным. В свою очередь Домбровскису и/или его рекламщикам подтверждение "двойной лояльности" показалось удачным сигналом и для своих избирателей, и для обитателей бункера, вырытого посреди вырубленного яблочного сада — "Вот, какая у нас крыша!". Общество, электорат "Единства", даже политические оппоненты вежливо сделали вид, что ничего не заметили. Так же повело себя большинство масс-медиа, которые, видимо, опасались обвинения в подрыве основ государства. В неловкой тишине четко звучало: "Знаете, рядом медведь…".

Чисто по-человечески все это понятно. В условиях надменного, но пылкого режима, который "Единство" после досрочных выборов создало при поддержке сети "общественных активистов и агентов влияния", "трансатлантический союзник" с улицы Ремтес кажется единственным сохранившимся моральным авторитетом и инструментом психотерапии. Отношение к СМИ — более, чем отцовское. Если у Jaunais laiks, фанатов Айгара Штокенбергса или протеже Сармите Элерте когда-то был хоть какой-то пиетет к общественному мнению, теперь он полностью растворился: мы сами лучше знаем не только, что и как нам делать, но и то, что народ должен про нас думать, а журналисты — писать. Здесь во всей красе видно "головокружение от успехов, упомянутой дядей Иосифом, и это хорошо иллюстрирует экстравагантное фото председателя Сейма Солвиты Аболтини на обложке сентябрьского номера журнала Pastaiga. Если высшее должностное лицо представляет себя обществу как бледную "секс-бомбу в популярном стиле вамп" (раньше это назвалось "героиновый шик"), гигантомания, очевидно, снесла хлипкую оградку здравого рассудка.

Разумеется, причин для ликования и самолюбования достаточно: летом власть и должности выскальзывали из рук, но теперь они успешно возвращены, выигравший выборы "Центр согласия" вытеснен в глубокий оппозиционный тупик, нежданный конкурент Валдис Затлерс унижен и ослаблен. Вскоре и народу придется подтвердить лояльность правительству и тесно связать себя с режимом, "спасая латышский язык" на взрывоопасном референдуме… Однако в умах победителей хватает также страхов и сомнений. В конце концов, самые бравые из них были выведены из публичной политики. Теперь они вынуждены идти в советники. Также и муниципальные выборы могут наступить "быстрее", чем хотелось бы правящей партии, показав, что у нее нет глубоких корней на уровне местной власти. К тому же в политике появился новый Дамоклов меч — манипулирование внеочередными выборами.

Политикам и их прислужникам в структурах безопасности или СМИ, которым кажется, что они полностью подчинили общество и его мнение, но которые одновременно нервно осознают кратковременность достижений, нужна нерушимая опора самосознания. Что же может поднять дух лучше, чем осознание, что на тебя благосклонно взирает и тебе внимает мировая сверхдержава? Значок на предвыборном пиджаке и другие "проамериканизмы" правящих политиков напоминают иконки, размещенные на панелях многих автомобилей. Кстати, эта водительская традиция по умолчанию предусматривает принципиальный отказ от использования ремней безопасности — полностью положись на Бога, не подвергай Его заступничество сомнению такими унизительными действиями… Меня не удивляет, почему премьер-министра мало заботит поддержка латвийского общества, почему Домбровскис — отчужденный, высокомерный, холодный. Видно, он полагается на поддержку другого народа, а не своих стыдливых сограждан.

Перевод DELFI. Оригинал здесь

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!