Исследование центра общественной политики Providus о скрытой рекламе в латвийских масс-медиа накануне муниципальных выборов-2005, несмотря на всю свою неоднозначность и наличие некоторых противоречий, вызвало в обществе широкий резонанс. Возможно, честный разговор о приемах и методах политической борьбы позволит сделать следующую кампанию, которая, по сути, уже стартовала, более честной.

Под скрытой рекламой принято понимать материалы, призванные популяризовать конкретную политическую силу или политика, но при этом не обозначенные как политическая реклама. Результаты нашумевшего исследования показывают, что наибольшее количество нарушений в ходе предвыборной кампании 2005 года допустили русскоязычные ежедневные издания (на всех приходится 382 случая), а безусловным лидером по числу слегка завуалированной пропаганды является журавлевское радио PIK (148 случаев возможной скрытой рекламы). Нет сомнений, что истинное число нарушений было значительно больше, но исследование охватило только последние два месяца предвыборной кампании.

Согласно закону "О финансировании политических партий", на прошлых выборах стоимость каждой отдельно взятой кампании не должна была превышать 182 000 латов (20 сантимов на каждого избирателя). Введение этой нормы должно было бы ограничить распространение феномена "TV-партий", которые в Латвии обычно возникают перед самыми выборами, атакуют зрителя (слушателя, читателя) массированной PR-кампанией и молниеносно попадают в парламент (самоуправление). Большинство таких "партий" оказывается однодневками и быстро становятся частью истории.

Закон не стал для многих из них преградой. Раз нельзя рекламироваться открыто, будем прятаться, решили защитники народных интересов. На руку нечистоплотным политикам играет то, что, по признанию самих избирателей, на их выбор больше всего влияет информация СМИ (28%) и выступление политиков в дискуссиях СМИ (12,7%). При этом общий уровень доверия населения к масс-медиа, гораздо выше, чем к партиям и государственным институциям. Публикация, преподнесенная как "независимый комментарий" или "репортаж с места событий" не вызывает у латвийского обывателя такой неприязни, как открытое воззвание той или иной политической силы, честно обозначенное как "политическая реклама".

Как это делается

Примеры скрытой рекламы — вокруг нас. Удивительным образом, в течение кампании-2005 во многих центральных изданиях не нашлось других комментаторов внешнеполитических событий кроме Яниса Юрканса, а обсуждение хозяйственных вопросов почти никогда не обходилось без Сергея Долгополова. Политики дарили фотоальбомы, покупали книги, стирали со стен непристойные надписи, умилительно демонстрировали избирателям своих жен, детей и даже собачек. И все это преподносилось как объективная информация о политических, экономических или культурных событиях. Конечно, можно возразить, что симпатии русской прессы к ЗаПЧЕЛ, ПНС и НЦ проявились задолго до выборов и являются лишь отражением мнения самой аудитории. Однако характерные публикации рекламного характера в ежедневных русских изданиях были направлены и на популяризацию ЛСДРП и Первой партии, что для данной категории СМИ совершенно нетипично.

Желание всех этих сил лишний раз засветиться в прессе понятно: ЛПП со своим рейтингом уже давно на ладан дышит, а партии, находящиеся в парламентской оппозиции или вообще стоящие вне парламента, автоматически теряют ценный административный ресурс. Достаточно любому министру выступить даже с самым абсурдным заявлением, как оно тут же появится в СМИ. И обеспечит нужному человеку необходимый PR. Оппозиции с этим гораздо тяжелее. Надо учитывать и тот факт, что представители т.н. "русских партий" имеют весьма и весьма ограниченный доступ к латышским масс-медиа, а "латышские политики" по-прежнему упорно не желают обращаться к русскому избирателю.

Дезодорант, газета и носки

Понятное дело, у многих журналистов и редакторов попытки негосударственных организаций каким бы то ни было образом контролировать их деятельность перед выборами вызывают однозначно негативную реакцию. Тут же всплывают разговоры о связи отдельных структур с аферистом и филантропом Соросом, порой звучат даже обвинения в попытках восстановить цензуру. Проблема в том, что некоторые издания воспринимают свободу слова как право на вседозволенность и отказ от принципов элементарной журналисткой этики в освещении политических процессов.

"Ну вот любят наши читатели именно этих политиков и все тут! Да и судят люди о политике, в основном, эмоционально. Почему же мы тогда должны их кормить какими-то сухими цифрами?" — заявил во время дискуссии, организованной центром Providus, представитель одной из крупнейших русских газет. Эмоции, конечно, имеют право на существование. Да и симпатии русских журналистов к конкретным политикам вполне естественны. Ну не Добелиса же им рекламировать, в самом-то деле! Только вот стандарты качественной журналистики обязывают СМИ четко отделять новости от комментариев. И если вы все-таки занимаетесь самой обыкновенной рекламой, то нужно об этом честно сказать своему потребителю. Но нет, в преддверие выборов многие газеты просто горят в руках красным пламенем агитации в лучших традициях нашего недавнего прошлого. "Разделим свои голоса на три партии! Проголосуем за своих!", — призывали русского избирателя за месяц до выборов. А он взял, да и проголосовал за четвертую силу — PR-surprise от создателей радио PIK. Или вообще остался дома. Нельзя утверждать с полной уверенностью, но, возможно, излишне массированная кампания у многих людей вызывает отчуждение.

"Отобранные вами материалы мы не считаем скрытой рекламой, а закон "О радио и телевидении" к деятельности газет не относится", — указывает в ответном письме авторам исследования редактор издания "Наша газета". "Пресса — это такой же товар, как и любой другой. И наша задача — увеличивать объем продаж", — признают представители частных масс-медиа при личном общении. Вот эти два аспекта и говорят о необходимости принятия политически не ангажированного закона "О предвыборной агитации", за который сейчас ратует, в частности, Бюро по борьбе и предотвращению коррупции. Политическая агитация в прессе действительно отдельным законом не регулируется. И если деятельность радио PIK за проведение грязной кампании в последствии была приостановлена, то многие другие нарушители вышли сухими из воды. Признавая эффективность рынка и частного капитала, все же никак нельзя согласиться с тем, что пресса является таким же товаром, как, например, носки или дезодорант. Через прессу реализуется свобода слова и многообразие мнений, что для цивилизованного общества является одним из факторов полноценного развития. А там, где есть права, должна быть определенная социальная ответственность.

В то же время, важно добиться, чтобы новый закон действительно не превратился в орган избирательного притеснения неугодных журналистов. В идеальном варианте, контроль над соблюдением правил игры должны поддерживать сами "акулы пера". Остается только надеяться, что политикам под давлением общественности хватит воли принять закон, который ограничит свободу их маневра перед очередными выборами. Возможно, тогда предвыборные игры будут меньше напоминать трагикомический фарс.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!