О событиях 36-й недели года в прямом эфире "Нового радио" FM 103,2 в программе "Частный взгляд с Григорием Зубаревым" размышляет независимый журналист Янис Домбурс, автор и ведущий телепроекта "Kas notiek Latvijā?".
В стране родимой

 

О самом впечатляющем для Домбурса событии недели. То, что правительство натворило с зарплатами на будущий год — это капелька, которая может переполнить бочку: зимой придется осознать, куда же мы все-таки движемся.

О призыве Сандры Калниете ограничить въезд в Латвию «исполнителей режима Путина".  Продолжи она быть министром иностранных дел, конечно же, таких речей мы бы от нее не слышали. А теперь, находясь в оппозиции, она должна набирать очки, делая провоцирующие заявления — Сандре необходимо привлечь внимание какой-то части населения. При этом она способна и вполне квалифицированно обсуждать серьезные вещи; я слышал ее дискуссию с Петерсом и Юркансом на Латвийском радио об отношениях с Россией и внутренней ситуации в стране между латышами и русскими.

Об удавшемся тестировании дураков. Уже в начале 90-х годов я обнаружил, что люди, быстро пришедшие в политику, поняли, что для победы в каком-то процессе достаточно, если твой проект ложится в основу обсуждения чего бы там ни было. И если предложение Калниете обсуждается, то она уже победила, первый тест для дураков удался.

О том, что посол США в НАТО поставил Балтию в очередь за Грузией, и что каждый из нас должен быть готов к атаке России на Латвию. Утверждение в абсолютной правоте России — рудимент Интерфронта. Продвигать такую пропаганду — очень опасно. Я всем и каждому постоянно задаю вопрос: «А чего хочет достичь Россия, занимаясь тем, чем занимается?». Безусловно, большего, чем Грузии и Южной Осетии. Логика развития событий должна подсказывать, что некий план действий у России есть. В этом плане Латвия может быть, а может и не быть.

О том, что начальник штаба Объединенных сил НАТО генерал Эгон Раммс опроверг сообщение о наличии у альянса плана обороны Балтии.  Не думаю, что эти два противоречащих друг другу заявления могут служить основанием для анализа. Продолжаю надеяться, что спецслужбы стран НАТО знают что-то конкретное. Надеюсь, что и нашим кое-что известно про планы России. Неделю назад у меня был очень интересный разговор с одним бывшим КГБэшником, приближенным к спецслужбам. Он говорит, что такого навала с Запада шпионских элементов в Латвии не было со времен нашего вступления в Евросоюз. Думаю, что весь этот хаос свидетельствует о формировании некоего баланса относительно осуществления превентивных шагов. А в основе — то же непонимание, какую же позицию задумала занять Россия на международном поле. А начинать с каких-то истерических высказываний — это прямой путь к тому, что можно наломать много дров.

О том, что  Латвия поставляет для вооруженных сил Грузии. Наверное, какую-нибудь гуманитарную фигню?

О том, что Грузия и Латвия входят в десятку мировых лидеров по наращиванию военной мощи за последние 10 лет.  Все это можно довести до абсурда: если ты начинаешь с нуля, рост у тебя будет очень большим. Регулярная армия в Грузии — порядка 10000 человек. Смешно! (для справки: численность ВС Грузии — 37 000 чел., бюджет министерства обороны Грузии на 2008 год — $997 млн., численность ВС Латвии — 5 000 чел., финансирование министерства обороны Латвии на 2008 год — $571,8 млн. — Г.З.). В сравнении с кем смешно? Все равно, с кем. Хотя бы с Россией. Если страна начала движение к НАТО с нуля, она должна достичь положения, при котором появится военная структура, какая-то техника, какие-то военные базы. С такого же нуля начинали и мы перед вступлением в НАТО.

О том, что при 116,5 млн. Ls бюджета министерства юстиции на 2008 г., министр Берзиньш не может найти 2386 Ls для выплаты компенсации Лембергсу. Думаю, недостающие у министерства юстиции средства могут быть получены из каких-то фондов, например, из правительственного фонда «на непредвиденные расходы».  Что касается Лембергса, то игра не стоит свеч. Требовал он компенсацию в 104,45 тыс. латов, суд постановил выплатить ему 2386 латов. Последняя сумма — плата за демократию, назначенная третьей властью.

О том, что не нравится Домбурсу. Вот, что мне не нравится: наши политики — точно — считают нас с тобой и весь народ дураками. В одно и то же время заявления в отношении политики России звучат в одном тоне, а в отношении экономики — в другом. Нет целостности. Их надо поставить в какие-то единые жесткие рамки.

Об ужесточении Годманисом проекта бюджета-2009. Бюджет должен быть в жестких рамках. Может, даже более жестких, чем сделано. Но это не должно относиться к зарплатам. Ведь какова предыстория: в течение последнего месяца они за закрытыми дверями обсуждают все время меняющийся проект. Две недели назад министр финансов Слактерис публично заявляет, что для бездефицитного бюджета-2008 надо где-то найти 820 млн. латов. Когда я прикинул цифры, отражающие требования по увеличению зарплат бюджетникам, 820 млн. никак в итоге не получаются.

О том, почему прекратились разговоры о «дырках» в бюджете. Сейчас разговоры об этих сотнях миллионов уже не идут, как и том, сколько стоит увеличение зарплат, сколько стоит уменьшение количества чиновников хотя бы на 1%, в какую сумму обходятся государственные закупки. А если бы эти цифры были, то и можно было бы сравнивать, за счет чего, на самом деле, страна могла бы экономить. А сейчас все происходит в полном соответствии с любимым мною Законом Мэрфи: если у вас один вариант, то он неправильный.

О том, что важнее: единство коалиции по Годманису или конец социальному диалогу по Кригерсу.  Важно, чтобы у правительства была серьезная аргументация. Годманис вчера пришел в прямой эфир на телевидение с кучей бумаг, но какой-либо серьезной аргументации от него я не услышал. Мы узнали лишь то, что сейчас плохо, а будет еще хуже. Понимаю и согласен. Но от премьера я не услышал анализа о весах, на которых лежат различные статьи бюджета-2009. Что же касается социального диалога, то я не увидел смысла в том, что правительство вышло с соответствующим жестким заявлением.

О том, какой смысл в действиях правительства хотел увидеть Домбурс.  Если в Кабинете министров принято принципиальное решение, тогда созывайте Трехсторонний Совет правительства, профсоюзов и работодателей, обсуждайте там это решение, оформите протокол разногласий, и только после этого выходите на публику. Это было бы логичным. А пока опыт политтехнологий показывает, что Годманис выбросил «новость» до срока сознательно. И заявленный на сегодняшний день проект бюджета в плане жесткого замораживания зарплат и таком виде принят не будет.

О том, почему все же не будет жесткой заморозки зарплат. Сегодня они всех напугали, а завтра скажут, что все-таки стараются идти навстречу народу, и фиг знает, на сколько процентов, но все-таки поднимут зарплату. Эта игра очень некорректная, но чисто политическая.

О восприятии Домбурсом анекдота: приходит затраханный жизнью еврей к ребе и жалуется:  полученный ранее совет исполнил — поселил в комнате вонючего козла, и теперь  кошмар достиг предела. А ребе ему: сын мой, выгони козла, и ты увидишь, сколь дивная у тебя жизнь.  Во! Точно!! Совершенно точно!!!

Дела соседские

О том, что серьезное или опасное мы можем из вынести из провозглашении двумя эстонскими хуторами себя советской республикой.  Смешно. В масштабах хутора ничего серьезного или опасного нет. Другой разговор, если бы дело касалось административного субъекта. В этом случае субъект мог бы попросить помощи у дружественного соседа. А если сосед пришлет на помощь Псковскую дивизию, тогда … Конечно, я рассуждаю на грани абсурда. Но в Грузии мы видели, как две стороны игрались друг с другом на поле провокаций. А отсюда нельзя исключать, что с целью нагнетания обстановки возможны и другие провокации.

О заявлении президентом Медведевым, что опасения стран Балтии по поводу  угрозы со стороны России — "фантомные боли". При этом я слушал министра иностранных дел Лаврова, который сказал, что Россия продемонстрировала новый стандарт защиты своих соотечественников. Но он не описал, в каких других формах этот стандарт может быть реализован в будущем.

О вторжении США в 1983 г. в Гренаду под предлогом защиты американских студентов, которым, как потом оказалось, ничего не угрожало.  Это был стандарт борьбы с какими-то плохими парнями. Совершенно согласен с тем, что параллелью вторжения России в Грузию может служить и вторжение США в Ирак. Я ведь говорю о действиях России, которая ранее не брала на вооружение американский опыт.

О том, что, получив меньше всех в Балтии американской безвозмездной военной помощи, Латвия меньше всех любима Соединенными Штатами. А мне по фиг, любит нас Америка, или нет. Меня больше волнует то, что до сих пор нет серьезных американских инвестиций в гражданские проекты в Латвии.

 

О том, почему нет американских инвестиций.  Из-за того, что мы хуже всех в Балтии контактировали с США. Мы им заглядывали в рот, когда нуждались в помощи Америки в каких-то политических вопросах, но попросту проморгали тот период, когда надо было определять какие-то иные рамки. Причина — глупость, не исключаю, что и коррупция: когда «умные» люди намекают на «распил», американец посмотрит-посмотрит и решит, что это ему сто лет не нужно. Если военная помощь идет в Латвию на основе политических решений команды президента Буша, то на частные инвестиции Белый дом может влиять очень и очень опосредованно, и то, до каких-то пределов. А дальше уже влияют категории бизнеса. В самом деле, торговля кредитами от GE MONEY — это не серьезные инвестиции. А взять товарооборот между нашими странами? Нет ничего!

О том, что в ответ на поддержку Латвией международных акций США, в  нашу экономику ничего не идет.  Не так все просто. Все говорят, что Латвия садится на газовую иглу «Газпрома». Насколько мне известно, в правительственных кулуарах, в дипломатических кругах идет очень «кровавая» борьба вокруг перспектив энергетического рынка. Вероятно, и на предмет строительства электростанции, работающей на газе. Кто ее будет строить? Кто поставит турбины? То же и о станции на угле. Большой интерес проявляют и немцы, и американцы. Последние делают особый акцент на восстанавливаемые ресурсы. И одна из причин такого интереса в том, что г-н Ларсон, нынешний посол США в Латвии, не только бывший военный и политик, но и связан с теми американскими штатами, где соответствующие технологии весьма развиты, он очень активен в этих вопросах. Все это — мой частный взгляд, базирующийся на разговорах с людьми, которые в теме. И тут появляется еще один вопрос: насколько наши политики способны воспользоваться ситуацией, разработать некие пропорции, определить баланс интересов и не свернуть на примитивный путь?

О целесообразности присоединения к атомному энергопроекту Беларуси.  С белорусами мы можем говорить. Но только в рамках очень широкой сети, в которой будут участвовать многие европейские государства. В принципе, на это должна быть получена установка Евросоюза. Нам не надо дожидаться, пока что-то придет из Брюсселя, мы ДОЛЖНЫ сами участвовать в процессе. Посмотри, как ведет себя Польша. Очень хорошо, что в нашем регионе есть такая страна. И мы можем быть вместе с нею.

 

Там, за горизонтом

 

Об отказе президента Азербайджана вице-президенту США пустить каспийскую нефть в обход России.  Не будучи специалистом в этом вопросе, могу лишь выдвинуть версию. Алиев по-умному выдерживает паузу: давайте, подождем-посмотрим. Дождемся, чем закончатся противоречия Европы с Россией, президентские выборы в США. У Чейни во власти остались последние месяцы, а Алиеву в демократическом Азербайджане ближайшие двадцать лет спешить некуда. Вывод для нас? Сперва нужно подумать, а потом уже что-то говорить и делать.

О  намерении президента Буша отозвать из Конгресса заявку на ратификацию подписанного в мае соглашения с Россией о сотрудничестве в области гражданской ядерной энергетики.  Так ведь и Австралия передумала по поводу поставок урана в Россию. Думаю, что намерение Буша — это попытка посредством цивильных ресурсов дать понять России, что в XXI-м веке то, что она сделала, дойдя почти до Тбилиси, просто так не проходит.

О том, что бомбы, падавшие на Югославию, лучше падавших на Южную Осетию. - Демагогия. Бомбы падали по-разному, все они плохи в любом случае. Но это не дает России никаких оснований говорить, что она имеет право делать то, что сделала. Ей нужно было выйти на границы Южной Осетии с Грузией и остановиться.

О заявлении кандидата в вице-президенты США от демократов Джозефа Байдена, что Буш может быть привлечен к суду за подтасовку сведений о наличии у Ирака оружия массового уничтожения, послуживших предлогом для начала войны.  Это очень хороший пример многополярности происходящего. И в мире, и в Латвии. Один полюс — чисто правовой, и на его основе, в самом деле, может быть судебный процесс. Второй полюс — реальная политика, когда что-то постоянно мешает реализации политических планов оппонентов. Меня внутренние проблемы Америки заботят куда как меньше, чем ее ответственность на международном уровне. А для маленькой Латвии было бы очень хорошо, если бы большие страны по международным меркам отвечали за все то, что они некорректно проделали: и США в Ираке, и Россия в Грузии.

О том, что премию имени Сахарова Европарламент присудит тому номинанту, кто наиболее вреден России.  (смеясь) Вредность — это хороший критерий.

  • «Частный взгляд с Григорием Зубаревым» — совместный проект «Нового радио» FM 103.2, интернет-портала DELFI и еженедельника «Вести».
  • Программа выходит в прямой эфир каждую пятницу в 16:05.
Полный текст беседы публикуется на сайте www.novoeradio.lv

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !