Foto: LETA
В конце августа прошлого года Россия вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО). Благодаря этому факту, мы тогда давали осторожный прогноз позитивного развития внешней торговли между Латвией и Россией.

Прошло более года с того момента и просмотр оперативных данных внешней торговли свидетельствует, что экспорт в Россию за этот период вырос. В частности, во 2-м квартале этого года в Россию было экспортировано товаров на 30 млн. латов больше, чем за аналогичный период предыдущего года. Кроме того, следует принять во внимание, что общий объем латвийского экспорта за тот же период вырос на 106 млн. латов. Таким образом, увеличение экспорта в Россию имело место, однако связано ли это со вступлением России в ВТО? Связано, но не только с этим.

Экспорт в Россию растет, однако есть много "но"

По данным Центрального статистического управления, за последние 12 месяцев (с сентября по август) увеличение латвийского экспорта в Россию составило 14,1%. Это выше, чем общий прирост латвийского экспорта за тот же период (9,5%). Тем не менее, часть роста экспорта в Россию не была связана с эффектом присоединения этой страны к ВТО. Отдельно можно выделить 13,4 млн. латов, полученных Рижской судоверфью (Rīgas Kuģu būvētava) в ходе реализации ряда проектов по поставкам судов одной из российских судоходных компаний. Без учета влияния этого фактора, рост экспорта в Россию становится более умеренным (12,2%) и уже столь существенно не превышает средний темп роста всего латвийского экспорта.

В Россию также увеличился, например, экспорт фармацевтической продукции. Но, хотя ВТО определят более низкие ввозные таможенные тарифы для фармацевтической продукции, развитие этой отрасли тесно связано с увеличением производственных мощностей и получением сертификации на экспортных рынках. Поэтому ввозные тарифы не являются единственным фактором, определяющим рост экспорта.

Вместе с тем есть группы товаров (например, продовольствие, одежда и обувь), ввоз которых в Россию заметно вырос именно благодаря изменениям, связанным со вступлением России в ВТО. Для Латвии экспорт этих товаров был весьма удачен. В течение года экспорт обуви вырос на целых 45%. Увеличился и экспорт продукции пищевой промышленности (на 21%). Что касается одежды, то, например, реализация головных уборов выросла в три раза, хотя в целом для изделий из трикотажа и текстиля зафиксировано снижение экспортных поставок.

Развитие торговли с соседним государством была связано не только с улучшением возможностей для торговли в самой России, но и с уменьшением внутреннего спроса в ряде других торговых партнеров Латвии и, соответственно, возникшей необходимости поисков новых рынков сбыта. То, что доля латвийского экспорта в общем импорте России по сравнению с периодом до вступления этой страны в ВТО увеличилась, свидетельствует, что на российском рынке латвийские экспортеры вполне конкурентоспособны.

В самой России вместе с потоками товаров не произошло стремительных изменений. Данные опроса Ассоциации европейского бизнеса (Association of European Businesses) показывают, что до вступления страны в ВТО 75% российских предпринимателей от вступления в ВТО ожидали положительный эффект для национальной экономики в целом, а 59% предпринимателей прогнозировали выгоду для собственного бизнеса. Однако действительность оказалась не столь блестящей. Данные исследования показали, что две трети российских предпринимателей никаких изменений после вступления их страны ВТО не ощутили.

Латвийский импорт из России за этот период вырос всего на 2,2%, что ниже среднего роста импорта (3,5%). За последние 12 месяцев доля России в латвийском экспорте выросла на 0,5 процентного пункта — до 11,4%, в то время как российская часть в латвийском импорте существенно не изменился (около 8,9% от общего объема латвийского импорта). В течение первого года российского членства в ВТО по-прежнему остаются в силе различные скидки и переходные периоды, однако, по словам торговцев, даже формально выполняя необходимые требования, существовавшие ограничения нередко трансформируются в другие формы, допустимые правилами ВТО.

Первое "но" — по-прежнему действует переходный период

Есть несколько объяснений относительно небольшого прироста экспорта. Прежде всего, надо упомянуть о том, что для России определен переходный период до полновесного членства в ВТО. В течение этого периода постепенно снижаются импортные тарифы.

Ощутимый эффект во внешней торговле от вступления в ВТО почувствуется в средне- и долгосрочном периоде. По мнению экспертов Moody's для достижения этого эффекта потребуется от 3 до 5 лет. Этот переходный период является главной причиной того, что стремительные изменения ни в импорте, ни в экспорте в настоящее время не ощущаются. Хотя есть и другие факторы, ограничивающие развитие внешней торговли.

Второе "но" — легальные ограничения тормозят развитие торговли

Иной раз кажется, что даже если все сделано в соответствии с существующими нормами, торговать с Россией не так просто. Очень часто приходится слышать об ограничениях в тех или иных отраслях. За примерами далеко ходить не надо.

Одним из видов "легальных ограничений" является проверка импортной продукции и запрет импорта на основании несоблюдения требований к качеству, существующих в России. Так, в настоящее время Россия запретила импорт молочных продуктов из Литвы на основании возникших сомнений в качестве продукции, а также в связи с несоответствием маркировки продукции. Несмотря на то, что ограничения направлены против Литвы, они также влияют и на латвийских производителей, которые реализуют свою продукцию через Литву.

По-прежнему не решен вопрос с экспортом живых свиней в Россию. Напомню, что в прошлом году Россия ввела запрет на импорт живых свиней из стран-членов ЕС на основании (по подозрению в) использования антибиотиков в процессе выращивания свиней в этих странах. До введения запрета из Латвии в Россию ежемесячно экспортировалось живых свиней в среднем на 1,2 млн. латов, а сейчас этот вид экспорта отсутствует, как таковой.
В нынешнем году был зафиксирован еще ряд мероприятий, которые косвенно влияют на экспорт в Россию. Имевший широкий резонанс пример касается автомобильной промышленности. Хотя ввозные тарифы снизились, импорт легковых автомобилей в Россию после вступления страны в ВТО даже упал, поскольку была введена пошлина на защиту окружающей среды, которая, однако, является более благоприятной для местных производителей.

Другим важным вопросом является возможность своевременной доставки товара к потребителю. Например, латвийские производители продуктов питания указывают, что проблемы могут возникнуть при пересечении границы, что особенно важно при торговле продуктами с ограниченным сроком годности.

Недавно поводом для дискуссий стала неопределенность в отношении возможности использования системы TIR-карнетов при доставке грузов через границу с Россией. Хотя сроки изменения требований были передвинуты, перевозчикам трудно адаптироваться к новым правилам игры. В любом случае изменения потребует дополнительных расходов и, по крайней мере, на время притормозят потоки товаров.

Таким образом, важны не только и не столько сами тарифы, но инфраструктура, удобство доставки товаров, безопасность и уверенность предпринимателей в том, что произведенные товары будет поставляться потребителю своевременно и без лишних осложнений.

Третье "но" — экономика России растет медленнее, курс рубля снизился

Другими причинами относительно небольшого увеличения экспорта в Россию в этом году стали замедление экономического роста и снижение внутреннего спроса. Международный валютный фонд в октябре этого года опубликовал глобальный экономический прогноз, согласно которому, по сравнению с июльскими данными, прогнозируемые темпы роста российской экономики были снижены. Так, прогнозируемый рост реального ВВП в 2013 году составляет 1,5%, что меньше, чем в предыдущие годы (4,3% в 2011 году и 3,4% 2012 году). Причины замедления темпов роста связаны со снижением промышленного производства и инвестиционной активности. Более стремительному развитию препятствуют также ограниченная доступность кредитов для предприятий и колебаний спроса.

Россия зависит от изменений цен на нефть и металлы, так как эти продукты являются значимой составляющей общего экспорта страны. Летом низкие цены на эти ресурсы даже вызвали дискуссии о возможной девальвации российского рубля. И, хотя страна обошлась без девальвации, курс российского рубля в течении последнего года ослаб. По сравнению с концом августа 2012 года курс российского рубля по отношению к доллару снизился примерно на 3 процента, а по отношению к евро — на 7 процентов.

Ослабление рубля с начала 2013 года выглядит еще более выраженным — как по отношению к доллару, так и к евро рубль упал примерно на 10 процентов. В результате колебаний валютных курсов импортные товары для российских потребителей становятся относительно дороже. В результате курсовые колебания влияют на внешнюю торговлю более значительно, чем изменения тарифов на несколько процентов.

Каковы дальнейшие перспективы экспорта в Россию?

В будущем вряд ли стоит ожидать радикальных изменений в торговых отношениях в связи со вступлением России в ВТО. Хотя и можно прогнозировать общее улучшение ситуации, однако из-за переходного периода рост экспорта растянется на длительный период времени (одна треть тарифов изменилась в момент вступления России в ВТО, четверть тарифов будет выровнена до конца 2015 года, а оставшиеся — сохранятся в силе еще на более долгие сроки).

Кроме того, параллельно в экономике будут ощущаться различные другие процессы, которые повлияют на развитие взаимной торговли. В связи с этим, огромных скачков и чудесных возможностей в связи с улучшением экспорта в Россию ожидать не стоит. Но даже без этого, если Россия будет придерживаться принципов ВТО, рост взаимной торговли продолжится и покажет положительные результаты.

В настоящее время важнейшими вопросами остаются следующие — какой будет политика России в области проверок импортных товаров и не последует ли за ограничениями молочных продуктов и свиней что-то другое? А также — что будет происходить с потоками товаров? Продолжат ли перевозчики работать в прежнем режиме или им придется считаться с какими-то ограничениями?

То есть — даже при наличии радости от снижения тарифов, по-прежнему слишком много неизвестных факторов, которые могут притормозить дальнейшее торговое сотрудничество между нашими странами.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!