На 5-м съезде Народной партии 30 ноября Андрис Шкеле заявил о своем отказе баллотироваться на пост председателя партии. Своим преемником он назвал бывшего министра земледелия Атиса Слактериса. Такой ход лидера НП представляется весьма логичным в нынешней ситуации. Но Шкеле по-прежнему остается одной из ключевых фигур, и скорее хищник станет вегетарианцем, чем он уйдет из политики.
Начало комбинации

Скорее речь может идти о трансформации власти в партии и подготовке трансформации власти в государстве в целом. Действия Шкеле больше похожи на подготовку к какому-то новому прыжку. Для этого и нужен тактический ход. Такой, например, как уход в тень. С другой стороны, уход Шкеле от прямого управления свидетельствует о том, что процесс формирования НП завершился. С технической точки зрения эта партия может существовать без непосредственного каждодневного надзора ее создателя.

Отдадим Шкеле должное — ему удалось создать работоспособную команду, и НП сегодня, пожалуй, наиболее организованная партийная структура в Латвии. С точки зрения управления, события 5-го съезда — действия также правильные. Шкеле, будучи сильной личностью и имея огромное влияние на партийцев, осознает, что личный фактор тормозит развитие демократических процессов внутри самой партии. И в этом случае передача власти лицу, не являющемуся таким явно выраженным лидером, как он, вполне закономерна.

Первые политические дивиденды от смены руководства в НП будут пожинать не их противники, а сама партия. На последних парламентских выборах НП отлично показала себя, и не считаться с ее присутствием в парламенте нынешний Кабинет не сможет. Скорее напротив — захочет заручиться поддержкой народников. Однако правящая коалиция воспринимает экс-олигарха и экс-премьера как фигуру одиозную. Его боятся с партией или без партии, боятся как личности. Да и сказано в его адрес накануне выборов было столько всего нелицеприятного, что иных слов назад и не взять. А вот при его видимом как бы отсутствии диалог позиции и оппозиции не только возможен, но и неизбежен. Таким образом, постепенно произойдет сближение партии власти и партии Шкеле.

Есть для "народников" и запасной вариант — "ЗаПЧЕЛ". Это вторая по величине партия. Хотя ее клеймят и записывают в прокаженные, однако пока все действия противников идут ей только на пользу. В ней разрастается "латышское крыло", в нее переходят люди из других партий. "ЗаПЧЕЛ" и НП, находясь в оппозиции, по многим вопросам будут просто вынуждены голосовать коалиционно. Правящая партия обрекает их на сотрудничество. Тем более теперь, когда Шкеле как бы не у дел, "пчелы" могут и позабыть обо всех высказываниях лидера НП в свой адрес. Шкеле ушел и как бы забрал с собой все то отрицательное, что мог олицетворять его образ и что сказывалось на его партии.

Когда НП только еще входила в политику, она получила 24 места, а на последних выборах — 20. Практически столько же. НП, позиционируя себя как правую партию, находится в очень конкурентной среде. Так что цена этих 20 сегодня гораздо выше тех 26, что получило "Новое время" на гребне своих предвыборных обещаний. Обещания еще надо выполнить, тем более такие громогласные. Соотношение 26/20 — только на бумаге. Шкеле по-прежнему обладает силой большей, нежели его оппоненты. С его опытом закулисной политической борьбы, его сильной партийной структурой на местах по всему государству он невероятно опасен как оппозиционер.

Заветная цель

Уход Шкеле с видимых обывателю позиций — часть плана реорганизации партии. Но с какой целью А.Шкеле перестраивает свои ряды и высвобождает собственный ресурс? К чему готовится Шкеле? Очевидные ответы, казалось бы, лежат на поверхности. Ему необходимо время, некоторый перерыв в бесконечных баталиях. Это невозможно сделать, находясь на передовой политической борьбы, будучи на виду под постоянным "огнем" оппонентов. Доселе одна лишь его должность сразу обращала на себя все внимание и прессы, и других политиков. Не говоря уже о каких-либо действиях. Но ошибочно полагать, что Шкеле настолько слаб, чтобы, почуяв первые признаки усталости, немедленно переложить свои обязанности на другого. Очевидно, что на горизонте стоит более важная, более сложная задача, нежели руководство одной партией.

Такой задачей могут являться предстоящие летом следующего года выборы президента страны, и Шкеле может готовить себя на эту должность. Пока это кажется невероятным. Прежде всего учитывая рейтинг Шкеле среди политиков Латвии. Но его рейтинг начинает повышаться с того момента, как он уходит с поста председателя своей партии. Далее должна последовать усиленная работа над собственным имиджем. Возможно, им собственноручно будет написана книга. Книга о стране и о человеке, который в нужный момент может отдать себя этой стране. Кроме того, Шкеле привнес порядок в политическую систему Латвии. Именно его партия поставила высокую планку для других политических организаций и благотворно повлияла на политическую жизнь страны в целом. Качество нынешних партий — еще одна объективная заслуга Шкеле, и это тоже будет способствовать росту его рейтинга.

В истории современной Латвии мы помним только двух президентов. У каждого были свои плюсы и минусы. Если представить на их месте Андриса Шкеле, то и его нельзя оценивать, пользуясь только понятиями "хорошо" или "плохо". Положим, в сравнении с нынешним президентом у Шкеле несравнимо лучшее понимание внутриполитической и социальной ситуации в стране, а в сравнении с ее предшественником — лучшее понимание бизнеса и всех звеньев народнохозяйственной жизни. Если прибавить к этому опыт управления Кабинетом и опыт партийной работы, то получается невиданный доселе кандидат на президентство.

Принято считать, что президент в Латвии не обладает большой силой и широтой полномочий. Однако, учитывая нестабильность нашей системы, личность, которая эту власть реализует, способна ее сильно изменить. Президент в отличие от премьера обладает властью на более длительный период, и это дает ему много возможностей. Не будем забывать, что именно президент назначает премьера. Президент обладает полномочиями и функциями, которых у премьера нет. В умелых руках президентство в Латвии — очень сильный инструмент. И сильный не только благодаря личностному фактору. Если президентом станет Шкеле, то за ним будет стоять его партия. Вообще-то — самая сильная партия в стране. Такого президента к моменту его избрания будет поддерживать пятая часть всего электората, и у него будет слишком большая власть.

Слишком большая власть опасна как для страны, так и для самой партии. Избыток политической власти в свое время привел к кризису "Latvijas cels". Можно достаточно четко определить, с какого момента у них начались проблемы. С момента избрания Вайры Вике-Фрейберги. Тогда за "путейцами" были ключевые посты практически везде и всюду. Чего им показалось мало, и они нацелились на президентское кресло. Эта капля переполнила чашу терпения остальных политических партий. Теперь "ЛЦ" просто растаяла и вышла из политической игры.

Пойдет ли это на пользу Латвии? Страна сегодня в ожидании сильной личности, сильной партии. И в то же время страна в ожидании стабильной взвешенной политики. К сожалению, на нашей сцене нет двух-трех серьезных политических сил с большим опытом, с хорошо подготовленным партийным менеджментом, с чистой солидной историей. А стране нужны партии прогнозируемые, которым есть что терять, которые не будут бросаться в крайности. Но это вопрос далекого будущего.

Взвесим шансы

Случись президентские выборы завтра, никто не поставил бы на "лошадку" Шкеле и сантима. Но впереди полгода, и если его сегодняшние действия — это старт, то стартовал он удачно. Здесь будет уместно привести пример Жака Ширака. В середине 80-х он тоже не пользовался особой популярностью и никто его в политическом будущем не видел вообще. Ему пришлось сесть за один стол с имиджмейкерами и выполнять все их установки пункт за пунктом. Сменить шикарные костюмы на твидовые пиджаки и свитеры, научиться гладить детей по голове, научиться владеть собой, сменить свой резкий тон, отказаться от употребления целого ряда слов в своем лексиконе и так далее. Через три месяца Ширак стал мэром Парижа, а потом и президентом. Возвращаясь к Шкеле, могу заверить, что это самый способный политический ученик в Латвии. От Шкеле времен его первого премьерства не осталось и следа. Сегодня он уже прекрасно держит удар и не выходит из себя по любому поводу.

Если сравнить Шкеле с хищником, то можно прогнозировать, что он готовится к броску на короткую дистанцию и для этого должен подкрасться к своей цели на максимально близкое расстояние, оставаясь незамеченным как можно дольше. Примерно так же, вероятнее всего, будет строиться работа по взятию президентской власти. До выборов президента никто и не заикнется о Шкеле как о претенденте. Примерно за месяц до голосования с этим предложением (а может, и с просьбой принять "корону" из рук благодарного народа) выступит некто, совершенно сегодня незаметный. Шкеле будет рядом, и "весь в белом". Расчет делается на неожиданность такого предложения.

Сегодня подавляющее большинство депутатов, не задумываясь, проголосуют за продление мандата нынешнему президенту, а большая часть электората выразит с ними солидарность. Однако с большой долей вероятности смею предположить, что к тому времени "некто" основательно поработает над имиджем Вайры Вики-Фрейберги. Как и у любого человека, у нее можно найти недостатки. На них будет построена большая часть игры. Но не вся.

Методы борьбы

Еще одна деталь комбинации заключается в том, что "народники" ни теперь, ни в ближайшем будущем не намерены просить у нынешнего Кабинета ни постов, ни портфелей, хоть и имеют в парламенте немало мест. Тем самым они как бы оставляют за собой моральное право просить нечто большое, отказавшись от многочисленного, но малого. Любая большая должность или закон, обсуждаемые парламентариями, — это предмет торга. Ближайшие полгода Шкеле и его партия должны уступать на торгах практически всем, но беря обещание о возможной обратной услуге. Когда настанет час "Х", "народники" будут иметь право на "большую претензию", а им будут обязаны все поголовно.

Но не все ставки в этой игре делаются народниками на собственные силы. Часть комбинации, ничуть о том не подозревая, выполнит сам нынешний Кабинет. Новая власть заявила свою программу, теперь от нее будут требовать ее выполнения, что очень непросто. В данный момент партии правящей коалиции проходят тест на составление бюджета. Тест тоже очень непростой, а кредит доверия избирателей не безграничен. Это примерно как транши по банковским кредитам. Первый, как принято, в сто дней. Если доверие народа оправдано, то дадут следующий транш. Если нет, партию власти ожидают проблемы. Своими или чужими руками (с помощью журналистов и просто "бдительных людей"), но Шкеле будет стараться преподнести деятельность нынешнего Кабинета так, чтобы терпение народа закончилось как можно скорее. Находясь сегодня в оппозиции, НП не несет прямой ответственности за процессы, происходящие в стране, поэтому не без удовольствия будет выявлять недостатки в работе правительства и критиковать их. Они прекрасно знают, как работает машина по уничтожению чужих рейтингов. Они сами ее создавали.

Противоядие

Лучший вид защиты, как известно, это нападение. Сегодня мы имеем президента, которого любит народ, и надо, наверное, сделать так, чтобы это положение вещей сохранилось. Вайра Вике-Фрейберга должна сделать все возможное для того, чтобы президент избирался народом. В этом случае ей обеспечена поддержка электората на период избрания, ибо сам по себе такой шаг повысит рейтинг любого, кто это предложит. Беспартийность нынешнего президента будет всегда оставаться плюсом только на всенародных выборах. Если же нынешняя схема выборов президента через парламент сохранится, то беспартийный президент может стать просто разменной картой в руках разнопартийного парламента.

Вместо заключения

Хочу сразу же оговориться, что не претендую на роль политического оракула. Подготовка Шкеле к президентским выборам — это лишь один из возможных сценариев. Вполне вероятны и другие комбинации. Безусловно другое — со Шкеле как серьезной политической фигурой нам придется считаться и в будущем. Уже очень скоро мы поймем, какова будет его роль. Если только не… Но об этом в следующий раз.

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !