Foto: LETA
В минувшую субботу в набитом битком зале отеля Islande учредили Конгресс неграждан, призванный провести в жизнь отвергнутый двадцать лет назад нулевой вариант латвийского гражданства.

В первом приближении судьба данного начинания представляется столь же предрешенной, как и языкового рефрендума, перечеркнувшего шансы "Центра Согласия" войти во власть, и остановленного ЦИК референдума по нулевому гражданству. Но по зравому размышлению лично я понял, что у организации неграждан есть шанс на конструктивное будущее.

Следует согласиться, что в начале 1990-х были нарушены принципы справедливости, и сотни тысяч жителей бывшей Латвийской ССР оказались в положении обманутых вкладчиков. Вопрос, что предпринять для воцарения справедливости в нашем прекрасном, но чрезвычайно яростном мире. Собрать доказательства "измены" и пожаловаться "старшему брату" в Брюссель, Москву или Вашингтон, громко сказать "Нет!" на собрании и выйти с протестом на улицы Риги и других латвийских городов?.. В несправедливых, но от того не менее реальных, латвийских условиях, представление о которых можно получить из социологических опросов или по итогам парламентских выборов, вставать двадцать лет спустя в лобовую атаку не только неэффективно, но и ведет к прямо противоположному эффекту -- продолжению радикализации латвийского общества, накачиванию рейтинга националистов и дальнейшему ущемлению демократических свобод, типа ужесточения правил референдумов.

Пьянящий поэтический пафос ("Безумству храбрых поем мы славу!") никак не отменяет горький "медицинский" факт: решение по гражданству принимаются внутри страны, где сторонники нулевого варианта находятся в явном меньшинстве.

При этом парадоксальным образом сторонники "нулевки" как и их наиболее рьяные оппоненты странным образом игнорируют другой, не менее "медицинский", факт: подавляющее большинство латвийского общества явно заждалось, буквально истомилось по переменам. По перезагрузке страны, способной увеличить пенсии и уменьшить счета за отопление, обеспечить занятость и развитие производства, остановить повальное бегство населения. Возможно, за счет перехода от модели партийно ангажированного правительства к системе президентской республики со всенародно избранным президентом и министрами-профессионалами... Важно, чтобы подобные изменения могли быть - хотя бы гипотетически! - поддержаны большинством латвийского общества, включая этнических латышей, в политтехнической терминологии - большинством латвийских избирателей.

Рядом с основополагающими демократическими ценностями проект перезагрузки должен утверждать ценность сохранения и развития государственного латышского и других языков реального общения в столице и регионах. Одним из многих вопросов, решенных в ходе политического торга или за счет общей динамики, мог бы стать вопрос латвийских неграждан.

Но это все в неопределенной перспективе. Что делать активным негражданам и их "будителям" прямо сейчас?.. Я бы предложил превратить статус негражданина-alien’а из дискриминированного в эксклюзивный и почетный. Для чего учредить КПН -- Клуб потомственных неграждан.

В переживаемую эпоху постмодерна, для которой характерен перманентный "конец света" – утрата смысла, статус негражданина законодательно оформляет этически сомнительный при иных условиях отказ от участия в актуальной политике, обеспечивает условия для очищения от злобы дня, практики стратегического мышления, поиска смысла и языка, на котором заговорит будущее.

Среди членов клуба различаются потомственные и почетные неграждане.
По аналогии с потомственными гражданами к потомственным aliens'ам относятся прибывшие в Латвию в период с 1940-го по 1991-й и их потомки. Уникальность фиолетового статуса проявляется еще и в том, что негражданином нельзя стать никаким иным путем, кроме как унаследовав от родителей-неграждан. Потомственные неграждане выступают первопроходцами по безвизовому перемещению на всем европейском культурном пространстве - от Атлантики до Тихого океана. Отсюда их особая миссия – быть закваской и клеем в формировании единого европейского пространства, ключающего теперешние ЕС, Россию и другие страны СНГ.

В рамках клуба статус почетных неграждан получают граждане ЛР и подданные других государств, разделяющие ценности КПН и считающие для себя почетным называться таким образом.

Возможно, осознание изгойства как избранности и практика европейского мышления побудит потомственных неграждан-aliens’ов ради участия в актуальном политическом процессе поступиться своим уникальным статусом. И через процедуру натурализации перейти из потомственных в почетные члены клуба.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!