Фото: PantherMedia/Scanpix
На протяжении вот уже нескольких месяцев одной из самых обсуждаемых в публичном пространстве тем является реэмиграция. По этому вопросу высказались чуть ли не все ведущие политики и должностные лица, а также политические наблюдатели и экономисты.

Среди комментариев прозвучало и мнение, что никто обратно в Латвию не поедет, поскольку мы не можем предложить людям ни достойных зарплат, ни рабочих мест, ни социальных гарантий — рабочие места существуют лишь на бумаге, а рост экономики Латвии обманчив. К сожалению, авторами таких комментариев зачастую являются люди, не первый день участвующие в политике и работе государственного сектора, не первый день исследующие данный вопрос и вовлеченные в принятие решений. Другими словами, у них была возможность изменить ситуацию в Латвии, чтобы нам не понадобилось писать подобный план реэмиграции. Но они почему-то этого не сделали.
Кадровый голод

Ситуация в Латвии не радужная, но и не безнадежная. На сегодня рост экономики Латвии является одним из самых стремительных в Европе, хотя конечно, было бы наивно утверждать, что мы уже сейчас можем предложить всем уехавшим рабочие места или оплату труда, равноценную получаемой за рубежом. В Латвии по-прежнему сравнительно высок уровень безработицы — к концу 2012 года число людей, активно ищущих работу, превышало 144 тыс. человек или 13,8% от всех экономически активных жителей. Однако нельзя игнорировать и тот факт, что годом ранее в рабочем месте нуждались 15% населения.

Анализ, проведенный Министерством экономики, свидетельствует, что в прошлом году количество рабочих мест увеличилось как минимум на 30 тысяч, а данные Государственного агентства занятости (ГАЗ) свидетельствуют об увеличении числа людей, за которых платятся налоги. Ситуация медленно, но улучшается. То же самое относится и к зарплатам — заработная плата в прошлом году выросла в среднем на 3-4%. Приведу пример: сейчас некий инвестор, обслуживаемый Латвийским агентством инвестиций и развития, ищет около 200 работников со знанием скандинавских языков, чтобы обеспечить деятельность центра телефонного обслуживания. В базе данных ГАЗ таких кандидатур лишь несколько десятков. При этом понятно, что если 200 латвийцев начнут работать в офисе, автоматически дополнительная работа появится для нянечек, больше клиентов станет у автосервисов, парикмахерских, торговцев продуктами питания. Но если нужных специалистов у нас найти не удастся, центр обслуживания клиентов, возможно, откроют в Эстонии. 200 рабочих мест означает, что не менее 1 миллиона латов в год будет потрачено в Латвии — при этом, центр будет экспортировать услуги, а доход обеспечат клиенты в Скандинавии. Это позволит ежегодно пополнять наш социальный бюджет на полмиллиона латов (часть из которых пойдет на пенсии), дополнительные средства получат и бюджеты самоуправлений.

Деньги — еще не все

Вот и общаясь с предпринимателями, как в больших городах, так и в регионах, мы слышим, что уже сейчас бывает сложно найти подходящих работников, а в будущем эта проблема только обострится. Конечно, многие рабочие места оплачиваются хуже, чем в "старой" Европе, но ведь не из-за зарплат люди хотят вернуться. Намного более значимую роль часто играют как раз не связанные с материальными вопросами аргументы — возможность говорить на родном языке, семья, друзья, окружающая среда, культура и желание жить на Родине.

Недавно я дискутировала с одной студенткой, которая сама несколько лет работала за рубежом, а сейчас учится в латвийском вузе и пишет реферат о реэмиграции. И она тоже утверждала мне с убеждением: "Вы не сможете сделать ничего, чтобы люди захотели вернуться! Они не поедут!" Я задала ей единственный встречный вопрос — а почему ты вернулась в Латвию? Последовала длинная пауза и затем перечисление множества личных и не связанных с материальными вопросами причин, побудивших ее принять решение вернуться в Латвию. Она вернулась — к тому же дважды — и сейчас даже не планирует уезжать. Более того: многим из наших соотечественников, которые эмигрировали, даже в голову не приходит, что и они были "причислены" к безвозвратно уехавшим, ведь в душе они все время оставались в Латвии.

Экономике нужны люди

Не спорю: многие из уехавших будут готовы вернуться в Латвию, только когда наши предприниматели смогут платить зарплаты, равноценные тем, что они получают в Германии, Ирландии или Англии. Уже сейчас в Латвии есть предприятия, которые в состоянии выплачивать такие зарплаты и делают это, но их количество на общем фоне сравнительно невелико. Вряд ли в Латвию вернутся времена, когда трудящиеся на стройке будут зарабатывать больше ИТ-специалистов или высококвалифицированных инженеров. Также в ближайшие годы мы вряд ли достигнем того же количества рабочих мест, что насчитывалось в 2007 году, ведь массу рабочих мест на тот момент обеспечивал "кредитный бум".

И тем не менее, сейчас ситуация в экономике меняется, ее структура стала более жизнеспособной. В то же время, мы вправе желать большего — больших зарплат, повышения благосостояния, уменьшения общественного неравноправия и лучшего управления страной, чтобы мы в своем развитии приблизились к уровню стран Западной Европы. Для этого был создан План национального развития, для этого Министерство экономики подготовило Национальную индустриальную политику, чтобы с ее помощью целенаправленно менять экономику Латвии, помогать предпринимателям в создании новых, лучше оплачиваемых рабочих мест.

Принимая во внимание негативные демографические тенденции, в последующие годы вопрос доступности рабочей силы неизбежно станет все более актуальным. Разработанный Министерством экономики целевой сценарий экономического развития предусматривает, что до 2020 года экономика будет расти в среднем на 4-5% в год, увеличивая, в свою очередь, уровень благосостояния (в следующем десятилетии темпы роста экономики составят в среднем 3-4% в год).

Прагматизм и практическая помощь

Я понимаю скептическое отношение к разным цифрам и прогнозам, но в случае упомянутого в предыдущем абзаце сценария экономического развития (кстати, весьма консервативного и реалистичного) эксперты прогнозируют, что в долгосрочной перспективе до 2030 года в Латвии могут образоваться до 120 тысяч свободных вакансий, для заполнения которых потребуется дополнительная рабочая сила. Было бы логично, если бы данные вакансии заполнили вернувшиеся из эмиграции подданые Латвии, а не иммигранты из других стран.

План мероприятий по реэмиграции — это инструмент поддержки для тех людей, которые в ближайшее десятилетие пожелают вернуться на родину или уже приняли такое решение, чтобы внести свой вклад в развитие латвийской экономики. Этот план — не обещание радужного будущего или необдуманное побуждение всех немедленно вернуться. План — это прагматический документ с конкретной функцией — оказать практическую помощь и предоставить качественную поддержку со стороны госуправления тем людям, которые примут решение вернуться домой.

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !