Фото: LETA
С тех пор, как в Латвии не работают фоторадары, общее число аварий и погибших увеличилось. Означает ли это, что главный способ обеспечить дисциплину среди наших водителей, — это штрафы и механизмы контроля?

Проблематика агрессивной езды в Латвии в большой степени связана с постсоветским наследием, так как в один момент доступность автомобилей стала расти быстрее, чем культура вождения. Анализируя общую европейскую статистику, можно увидеть взаимосвязь — чем позже страна вступила в ЕС, тем хуже ситуация на дорогах.

Недавнее исследование Латвийского университета показало, что люди, для которых важны ценности власти, возможность влиять на поступки других, потребность материального благосостояния как такового, чаще попадают в аварии. Это идет рука об руку с выходом из советской системы. В странах, где в центре внимания общества находятся вопросы равенства людей, доброжелательности, долгосрочного мышления, заботы о здоровье, безопасность движения значительно выше. Надо понимать, что власть, удовлетворение кратковременных нужд и демонстрирование статуса влияют на поведение автомобилиста.

Поэтому государственная политика должна быть направлена на смену этических норм в обществе. Надо мыслить широко, не увлекаясь исключительно совершенствованием системы наказаний. Профессор упоминает еще один вывод: серьезные аварии происходят именно на дорогах с хорошими условиями езды. Причина — для человека характерно анализировать уровень допустимого риска: если при езде все время существует иллюзия, что все идет как по маслу, человек не получает обратную связь, не осознает, что можно ехать спокойнее и внимательнее. Так что, уровень риска бывает высоким именно при хороших условиях езды. Конечно, в этом плане эффективны такие ограничивающие факторы как радары и "лежачие полицейские".

Культуру вождения улучшит просвещение

У нас мало говорится о том, как государство пытается улучшить культуру вождения. Если использовать лишь репрессивные меры (стыдить и штрафовать), улучшения будут только частичными. Чтобы что-то существенно изменить, нужно привлечь общество в целом. Надо добиться, чтобы в просвещении водителей участвовали также окружающие — семья, пассажиры, которые делают замечания и друг за другом присматривают.

Если у водителя возникает импульс к агрессивным, опасным для него и других действиям, он не поддается, так как заботится о том, что подумают другие. Людям надо быть активнее, самым участвовать в решении своих проблем, а не действовать, когда жаренный петух клюнет. Целью должно быть не наказание водителей, а корректное замечание, дискуссия, аргументы, как улучшить культуру вождения в общем.

Что-то у нас в этом плане делается, но еще на уровне пеленок. Сколько людей разговаривает по мобильному телефону в церкви или театре? А за рулем это себе позволяют многие. Это значит, что, в принципе, мы знаем, как справиться со своим желанием, но не действует механизм саморегуляции, что так делать просто нельзя.

Люди считают себя последовательными существами, поэтому всем нам стоит начать с одного аспекта проблемы — определить себя как личность, которая, в принципе, стремится соблюдать правила дорожного движения. Следующий шаг — установить границы — насколько я позволяю себе превысить скорость, пользуюсь ли мобильником за рулем, как отношусь к другим участникам движения. Если свести отклонения к минимуму, можно улучшить и общий климат.

Если бы мне пришлось выбирать между разными моделями улучшения культуры вождения, я попытался бы привлечь все общество, а не работать только с шофером. Это один из дополнительных механизмов. Следует мыслить и действовать шире, так как безопасность движения — это проявление чего-то более глобального. Существует очень много аспектов — начиная с понимания функционирования демократического общества и заканчивая идеалами общества потребления.

Перевод DELFI. Оригинал здесь

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !