Foto: LETA
Почему латвийцы уезжают и не хотят возвращаться? Потому что в Латвии помимо достойных зарплат, нет простора и размаха ни в чем, будь то бизнес, политика или образование.

Потому что не все хотят жить в стране, которая по собственному желанию находится в изоляции от реального мира и варится в собственном соку. Правительству лучше направить энергию и бюджетные деньги на то, чтобы удержать оставшихся, чем зазывать назад состоявшихся за рубежом профессионалов и сытых гастарбайтеров.

Брешь в бюджете и шаг назад

Активизировавшееся в последние месяцы правительство и программа по возвращению эмигрантов, включающая в себя такие блага, как некое мутное обеспечение интеграции, вызывают у меня искреннюю радость. Радость, что не я буду во всех подробностях освещать эту новость в газете. Список приманок для заблудших детей Латвии был бы даже забавен, если бы на этот скорбный труд не тратились драгоценные деньги налогоплательщиков. Не нужно обладать Кембриджским образованием, за которым устремляются талантливые латвийцы, чтобы понять: любая фрагментарная программа в нынешней ситуации, это как мертвому припарки. Нет простых решений, как бы этого не хотелось – без перестроения всей системы, которая существовала с восстановления независимости, каждый год тысячи молодых и не очень людей и будут паковать чемоданы и покупать билет в один конец.

Если говорить о конкретных рецептах, то ответ на то, как вернуть барменов, официантов и строителей – элементарен. Они уехали за деньгами – выплачивать латвийские кредиты, помогать родне и хоть раз в год выбираться на отдых. Роскошь вряд ли позволительная на латвийскую зарплату. В Англии симпатичная официантка и строитель получают несколько окладов латвийских банковских тружеников с высшим образованием. Местная молодежь без карьерных устремлений чувствует себя неплохо, даже живя в маленьких съемных комнатах. У них нет амбиций, зато есть доход и некоторая уверенность в завтрашнем дне – даже потеряв место, часть из них может рассчитывать на довольно приличное пособие. Что ждет их дома? Только такая же работа и вчетверо меньше денег. Никакой любви к родине не хватит, чтобы заделать такую брешь в своем бюджете.

Как вернуть интеллигентных эмигрантов? Думаю, никак. Лучше сосредоточится на тех, кто подрастает сейчас и еще полностью не отказался от варианта остаться на родине. Мало кто из латвийских карьеристов получает в Англии все и сразу. Это прежде всего нелегкая учеба на неродном языке и последующая выплата кредита и (или) долгие поиски работы, неоплачиваемые стажировки, в течении которых приходится подрабатывать официантами и жесткая конкуренция с британцами. Кому-то везет раньше, кому-то позже, но «просто так» не бывает ни у кого. Получившие интересную работу в престижной компании очень дорожат ей – в это вложено много нервов, денег и часто - здоровья. Зачем мне и тысячам других профессионалов отказываться от того, что досталось таким трудом и делать шаг назад, перебираясь в хоть и любимую и комфортную, но глубоко провинциальную Ригу?

Качество латвийского высшего образования, а точнее его отсутствие, это огромный фактор и тема для отдельного разговора. Как выпускник и латвийского, и английского вуза могу сказать, что разница колоссальная. И дело не только в академических знаниях, которые при желании можно частично наверстать самому, а в общем подходе. В Британии студент платит за учебу, а университет взамен старается предоставить по возможности лучшую услугу – все просто. Профессора всегда готовы что-то объяснить, новые компьютерные классы, богатейшие библиотеки – все служит для того, чтобы молодые люди закончили с хорошим дипломом.

В Латвии же такое чувство, что альма матер нужно выполнить некий график по заваливанию студентов и сдиранию с них денег за пересдачи. Процесс этот сопровождается не сочувствием преподавателя, а полным его самоудовлетворением: ага, провалился-таки!

Когда душно жить

Чтобы будущие профессионалы остались тут, им нужна возможность хотя бы попадать на работу в больших международных компаниях. Дело не только в зарплате – в малом и среднем частном бизнесе 25-30-летние таланты нередко зарабатывают на куда более высокий уровень жизни, чем имели бы в том же Лондоне. Гнетет то, что нет простора, нет размаха, целей. Молодым людям с амбициями тут несложно добиться успеха и быстро заполучить заветный набор квартира+машина+отдых за границей два раза в год. Сложно то, что потолок в твоей карьере чаще всего виден уже с самого начала, что стремиться зачастую не к чему. Страшнее всего становится, когда ты начинаешь осознавать бессмысленность своей работы.

Латвия, хоть и находясь в Евросоюзе, живет своей маленькой жизнью в мирке, который по большому счету ограничивается центром столицы. Где заправляют князьки, которые чувствуют себя по меньшей меры биллами гейтсами и английскими королевами и упиваются от осознания собственной значимости. Где царят свои понятия, мода и авторитеты, святые для местных, но совершенно непонятные человеку со стороны. Душно от отсутствия интереса к окружающему миру, международным событиям и бесконечного анализа высосанных из пальца новостей.

Будучи европейской столицей, стоящей на границе запада и востока, в Риге не чувствуется того самого дыхания открытого мира, за которым уезжают люди. Казалось бы, что такому уютному и прелестному городу как Рига с Юрмалой по соседству, уготовлена самая лучшая участь. Живи – не хочу. Все рядом – и природа, и цивилизация, чистый воздух. Но каким-то образом вместо простора для деятельности тут ощущается лишь аморфность, полное отсутствие энергии и перемен и дикий страх перед всем новым, а особенно приезжими. Опять-таки нет выбора: в каждой индустрии варятся все знакомые, из которых каждый уже переработал в половине компаний, а в некоторых уже и по второму разу. Интересных предложений ждать практически неоткуда.

Оппозиция и пресса много говорит о негативной обстановке в стране, возне политиков, «гражданах второго сорта». Влияет ли это? Конечно, влияет. Кому же приятно быть «рукой Москвы», не получая за это зарплаты из Кремля? Тем не менее, нормальный счастливый человек не уедет из-за некой абстрактной негативной атмосферы. Это часто один из факторов, но никогда не первый. Никто в здравом уме не бросит любимую работу и родной город в поисках лучшего отношения правительства, однако это часто может оказаться той самой последней каплей при неважном трудоустройстве.

Не вызывает желания вернуться и поднять целину и окружающая гнетущая беднота. Скорее хочется уехать от всего этого и забыть, что где-то на Рижском центральной рынке старушка отсчитывает последние сантимы за килограмм картошки и потом тащит мешок на колесиках через сугробы на трамвай. Бедность бросается в глаза тут же, за пределами чудно украшенного рождественского центра города. Проще не соприкасаться с этим, чем остаться и каждый раз вгонять себя в депрессию.

Хуже задворок Риги - только загибающаяся провинция. Второй по величине, Даугавпилс, похож на город-призрак с заколоченными витринами, где остались только те, кто просто не смог уехать. Приехавшим к родителям детям обычно хочется быстренько убраться назад и выслать денег на жизнь. Или перетащить семью, чтобы не бедствовали.
 
Удобно полагаться на светлые мысли Минэкономики и ставить галочку в конце года, что усилия-то приложены – теперь ждем плодов. Особенно когда статистика такая шаткая и манипулировать ей элементарно. Пока власти (и избиратели – ведь, как известно каждый народ имеет то правительство, которое он заслуживает) не поймут, что проблема гораздо глубже и сложнее, чем создание рабочих групп и раздачи халявной налички на обратный билет, результатов не будет. Для того, чтобы большие корпорации, которыми грезят талантливые молодые люди открывали в Латвии свои представительства, нужен тот самый многострадальный благоприятный инвестиционный климат, отсутствие коррупции, адекватное законодательство, уверенность в завтрашнем дне…  

Но для того, чтобы люди поверили, что они тут нужны, в это должны сначала поверить те, кто говорит об этом. Только останется ли к тому времени кого удерживать?

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!