Foto: F64
Казалось бы, нет оснований уделять столько внимания тому факту, что наиболее популярные латвийские сети супермаркетов в течение недели вышли из Латвийской Ассоциации торговцев (LTA). Ну и что?

Эта ассоциация не такая влиятельная, чтобы уход супермаркетов волновал кого-то, кроме самой организации. Слышал ли кто-то о конкретных делах LTA? Гораздо громче прозвучала новость о том, что RIMI, Maxima и IKI эту ассоциацию покинули. Однако расслоение торговцев на крупных и всех остальных кажется мне очень показательным. Это свидетельствует о тенденции, которая уже давно назревала и была пущена на самотек.

Я не противник супермаркетов. Сам тоже часто их посещаю. К тому же, туда можно удобно подъехать, товары зачастую дешевле, выбор — больше. Да и атмосфера приятная. Как покупатель я вижу только плюсы. А в магазинчике рядом с домом громче шумит старый морозильник, полки — тоже старые и более грязные. Там нет акций и дегустаций, которые так манят в супермаркетах. Какой смысл в этой мелочи, тем более, что имеется удобная возможность заехать в большой магазин по дороге домой?

Но я все чаще побуждаю себя отказаться от супермаркета. Если я уверен, что найду нужный товар в лавочке рядом с домом, стараюсь закупаться там. Это повседневные пищевые продукты, а также хозяйственные и гигиенические товары. Ведь это мой местный магазинчик! Как у него пойдут дела, какими будут ассортимент и цены, зависит от меня и моего соседа. Ведь есть свой шарм в том, чтобы совместить утреннюю прогулку с походом за сыром или творогом на завтрак, встретиться и переговорить с магазине с соседями, увидеть радость в глазах детей, которым доверили купить молоко и хлеб, а со сдачи — то, чего им так хочется. В маленьком магазинчике я ощущаю принадлежность к месту, общине. Я хочу это сохранить.

Ведь в Европе есть немало городов, жители которых в свое время решили полностью запретить строительство супермаркетов. Так сохраняется традиционная модель жизни, когда хлеб поколениями покупается в одной булочной, мясо — в одной лавке, вино — в одной винодельне. Рядом расположены взаимодополняющие магазинчики. Да, скорее всего, товар там стоит больше, чем во время акций в супермаркетах, но ведь деньги остаются здесь, а не уходят в чужой концерн. Многие семьи вместо пособия по безработице имеют честно заработанный оклад. А покупателей радует ощущение принадлежности.

Намного больше стран, где супермаркеты разрешены, но они не находятся в центре города, так как там их построить не разрешили. Или же осознанно ограничивается время их работы. Тогда одинаково успешно и параллельно друг другу работают супермаркеты и торговые центры и маленькие магазинчики. Не понимаю, почему этот элементарный вопрос до сих пор никто не решает?

Ведь речь не только о создании рабочих мест для торговца. Маленький частный магазинчик — это место, где мелкие производители могут сбывать продукцию, выращенную в собственном саду, в собственном хозяйстве. В супермаркет такой производитель ягод и овощей или булочник, выпекающий пирожные, печенье и пирожки, не протиснется. На самом деле, речь идет о том, что каждому латвийскому производителю трудно войти в крупные торговые сети Латвии. Да, я знаю, что есть свободный рынок, но я знаю так же и то, что проблемы местных производителей — это гораздо большая угроза национальной безопасности, чем то, что угрозой официально называют дипломаты и политики.

Между тем, даже мясо утки и кролика в Латвию ввозят из Польши. Как и яблоки, помидоры и т.д. Ведь латвийские производители не могут предоставить столько, сколько хотел бы закупить супермаркет, а опыта продажи товара в маленьких магазинах у них нет. Так и живем в замкнутом круге. И пока мы по нему бегаем, деньги утекают из Латвии. К сожалению, вместе с людьми.

Перевод DELFI. Оригинал здесь

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!