Фото: Publicitātes foto
Этим летом я надеялся, что можно будет обойтись и без политизации "Новой волны", что делового общения будет больше.

Конкурс проходит в Юрамале уже 10 лет подряд, и, к сожалению, столько же не утихают политизированные дискуссии. Мы по-прежнему цепляемся к эпизодам и критикуем нюансы, но не в состоянии дать недвусмысленные сигналы по поводу того, насколько нам необходимы мероприятия "Новой волны".

Ну невозможно понять, какова была цель министра культуры Латвии Сармите Элерте, которая раскритиковала НВ как "посредственный" фестиваль и заявила, что и НВ сама по себе, и деятельность вокруг нее символизируют постосоветское пространство, из которого мы хотим вырваться навсегда.

От министра культуры Латвии, в ведении которой имеются и вопросы общественной интеграции, я ждал другого - предложений подумать о том, что Латвия в силу национальных и религиозных особенностей ее населения может быть уникальным местом, где сосуществуют НВ и Positivus, так же, как фестивали джаза, блюза, оперной и кантри-музыки, классической, старинной, современной и народой музыки. От министра я ждал не критику какой-то инициативы, а признание того, что Латвия благодаря музыкальному разнообразию может быть одинаково интересна для Милана, Вены, Берлина, Осло, Нью-Йорка, Лондона и, конечно, для России.

Министр – возможно, неосознанно – пролила бальзам на раны как любителям политизации НВ со стороны националистов, так и сравнительно узкому кругу интеллектуалов, которые на подобные мероприятия (даже если они сравнительно народные – например, голосование по шлягер-музыке) смотрят свысока. Между тем, ее слова, к сожалению, стали самым заметным мнением латвийских властей по поводу НВ. Причем выразила его министр, которая к этому мероприятию должна быть ближе всего.

Власть близоруко продемонстрировала, что такие мероприятия, как НВ, к ней совершенно не относятся; что конкурс ну никак не входит в ее поле внимания. Почему же власти стоило бы изменить свое отношение? Понятно, не для того, чтобы угодить России (как обычно это вульгаризируют), а для того, чтобы показать заинтересованность в любой инициативе, которая стимулирует инвестиции, экспорт и создание рабочих мест в Латвии. Неважно, с какой части света эта инициатива идет - с Запада или с Востока, от местных или от иностранцев.

Однако даже побитая кризисом латвийская элита не в состоянии преодолеть свои фобии и честно сказать, что НВ нужна и Риге, и Юрмале как приманка для туристов; как мероприятие, которое привлекает самых богатых бизнесменов России, Украины и других стран; как возможность рекламировать Латвию, ее культуру, людей и традиции.

Мне кажется, что большинство наших министров, депутатов, мэров втихую понимают преимущества НВ, однако, живя в атмосфере фобий, понимают, что это мнение лучше держать при себе. Между тем, россияне, которые, как известно, в отношениях гораздо более открыты, чем латыши, после очередной недели в Латвии поедут домой с чувством удивления по поводу того, почему их вклад в Юрмалу и Латвию оценивается так незаметно. Нам остается только надеяться, что у них хватит ума и отзывчивости, чтобы попробовать хоть немного разобраться в хитросплетениях наших отношений, в том, почему мы такие специфические, почему мы в очевидной ситуации не можем и не хотим сказать доброе слово – в том числе и поблагодарить.

Публикуется в сокращении (полная версия). Перевод с латышского - DELFI.

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !