Похоже, что грядущие выборы доведут путаницу в установках латвийских партий до предела: если раньше у нас были правые латышские партии с правой экономической программой вроде Народной партии, правые-левые вроде ТБ/ДННЛ, выброшенные на обочину латышские левые-левые (ЛСДРП), русские левые-левые (ЗаПЧЕЛ), русские "не то чтобы совсем уж левые" (Центр согласия) и бог знает какие еще, то теперь к ним прибавятся социал-либералы Штокенбергса и, очевидно, где-то правые и где-то левые сторонники Калниете и Кристовскиса. Борьба за умы ожидается нешуточная.
Если бы латышский соцдем номер один Юрис Боярс не ушел из политики, ему сейчас не пришлось бы повторять свою фразу: "Мы не социалистические демократы, мы — демократы социальные!". Это в тревожные 1990-е латышский электорат шарахался от "социализма", который тогда представлялся страшной отрыжкой "оккупационного режима". Теперь же социализм, припудренный европейской умеренностью, снова в моде.

В данный момент в качестве левых сил себя позиционируют не только традиционные ЗаПЧЕЛ, "Центр согласия", ЛСДРП, но и "миллионер с человеческим лицом" Айгарс Штокенбергс. При этом, социал-демократические идеи в свою экономическую программу включили "тевземцы" и Jaunais laiks. Набирающая обороты партия Кристовскиса-Калниете тоже вряд ли объявит себя либеральной.

Общее брожение на левом фланге связано с объективными условиями, в которых находится экономика страны. Инфляция, недовольство населения, активизация пенсионеров и профсоюзов — все это никак не вяжется с предложениями правительства подождать до второй половины года, когда станет лучше (надо думать, потому что хуже быть не может). Продержаться будет нелегко. Логично, что если правые не справляются с решением накопившихся проблем, они должны уступить место левым. В западных странах этот подход известен как "принцип маятника". Худо-бедно действует и в Восточной Европе. Но у нас, как всегда, свой путь: Латвия пока является единственной страной ЕС, где никогда не было социал-демократического правительства.

Теоретически победа левых на выборах стала бы логичным проявлением способности населения к элементарному анализу ситуации в стране. Но здесь есть много "но" — начиная с очевидных (например, проблем с репутацией у самих левых или того, что левое правительство вряд ли возможно без участия русских партий) и заканчивая ассиметричным ответом, который готовят правые политические тяжеловесы. Бомба замедленного действия — это, конечно, Закон о финансировании политических партий. Если поправки к этому документу пройдут через Сейм, у партий появится возможность резко увеличить фактические предвыборные расходы. Одновременно с 270 до 120 дней уменьшается предвыборный период. Таким образом, грядущие кампании станут еще более дорогими и массированными.

Сложно сказать, смогут ли "новые" и старые левые смогут тягаться с правящими партиями по финансовым возможностям (характерно, что спорные поправки поддерживают и Народная партия, и ЛПП/LC, и СЗК, которые вместе в прошлую кампанию вложили более 2 млн. латов). Штокенбергс, хоть и состоятельный человек, но вряд ли согласится вложить все свои резервы в раскрутку партии. Кристовскис обещает вообще не брать денег у крупных спонсоров. ЛСДРП проводит свои кампании настолько неубедительно, что крупные вложения вряд ли что-то изменят. ЗаПЧЕЛ тоже не приходится рассчитывать на поддержку олигархов. Остаются ТБ/ДННЛ и "Центр согласия", которые доказали способность привлекать на свою сторону "толстые кошельки".

В общем, грядущие выборы могут превратиться в соревнование левых идей и правоцентристских денег. Рискнем предположить, что схватка получится неравной.

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !