Foto: Publicitātes attēli
Можно только согласиться со многим из того, что масса комментаторов на порталах за последние дни написала в связи с выдвинутой/выдвинувшейся на пост мэра Риги Сармите Элерте.

Ну, да, действительно — как Тарас Бульба эта госпожа сама породила газету Diena и сама же ее убила — разве что успела в последний момент, когда все шаталось и рушилось, продать пакет акций шведам и смотаться. Теперь эта госпожа, которая, выражаясь словами Валдиса Домбровскиса, в сфере медиа показала себя "принципиальным и сильным руководителем", уже вполне готова похозяйничать в большем — столичном — масштабе.

Ну, да, действительно — прежняя политическая деятельность Элерте, мягко говоря, была не слишком успешной и не свидетельствовала ни о любви избирателей, ни о плодотворной работе. Она была освистана на выборах в Сейм, оказалась полным нулем в качестве министра культуры, а об успехах этой госпожи в качестве внештатного советника премьера по вопросам национальной идентичности, гражданского общества и интеграции говорит реальная картина национальной (не)идентичности, (не)гражданского общества и (не)интеграции.

Ну, да, действительно, как не вспомнить в связи с Элерте первые годы агонии Народной партии и Latvijas ceļš. Правда, ни одна из этих партий все же не игнорировала мнение общества настолько, чтобы упорно продвигать во главу какого-либо списка человека, который настолько явно не нравится значительной части избирателей даже этой самой партии — не говоря уже о других. Как бы ни опьяняла "народников" власть, они все же никогда не пытались заставить своих избирателей, так сказать, Райниса любить.

Ну, да, действительно — так называемые "латышские партии" сегодня готовы сделать все, чтобы только расколоть массу латышских избирателей на максимально мелкие кусочки. Вместо того, чтобы создать единый список с действительно сильным, пусть даже беспартийным кандидатом во главе, они заняты тем, чтобы отдать Ригу "Ушакову и остальным русским". Те тоже, конечно, внутри бурлят и ссорятся, но во имя будущих личных политических интересов могут, по крайней мере формально, договориться между собой.

Ну, да, действительно, глядя на эту картину, трудно не согласиться с двумя авторами комментариев, опубликованных на DELFI в понедельник. У одного было два вопроса: "1. Какой идиот придумал выдвигать Элерте на пост мэра? 2. Какой идиот за нее проголосует?". У второго в некотором смысле был уже готовый ответ: "С таким же успехом ее можно выдвигать в чемпионы мира по тяжелой атлетике. Результат тот же, зато смешнее…"

Но мир, конечно, объясняется не так примитивно… Наверняка у "Единства" есть своя фишка и рецепт, которые помогут в течение полугода влюбить достаточно большое количество рижан в этого, снова выражаясь словами премьера, "сильного и компетентного руководителя, который способен реализовывать принципы и идеалы, за которые выступает"… И наверняка сама Элерте, прежде чем рваться на новый пост, тщательно и детально проанализировала свои слабые и сильные стороны, что в ней нравится и не нравится народу, какие идеи стоит провозглашать и о чем лучше помолчать, какие у нее шансы, и т.д.

Признаюсь — и я, наивный, примерно так думал до утра вторника, когда новоиспеченный кандидат на пост мэра давала интервью в утренний прайм-тайм на самом популярном радио — Латвийском общественном. И выступала с тем, что по всем критериям рассматривалось бы как одно из самых важных и программных заявлений публичного политика своему избирателю. Я так думал — и обломался.

Что же опытный политик, умелый руководитель, компетентный специалист и многолетний гуру, по сути, открыла своим потенциальным избирателям? Посчитаем.

Во-первых, то, что желание сидеть в кресле мэра у госпожи имеется, но ясности по поводу того, что делать после того, как она там окажется — никакой. И то, что никакой конкретной программы действий у нее нет. Нет не только детального документа, но даже приблизительного понимания того, что надо делать, чтобы все стало лучше.

Во-вторых, то, что госпожа по-прежнему мысленно пребывает в тех счастливых временах, когда ей, как руководителю самой влиятельной в то время газеты, никто по-настоящему не осмеливался перечить. Какие бы несовместимые с реальной жизнью глупости она в очередной раз ни провозглашала. Дескать, пусть ребеночек агукает, лишь бы не начал какашками бросаться…

В-третьих, то, что весь реальный интеллектуальный багаж госпожи по-прежнему состоит из фраз, освоенных в девяностых. И сегодня они применяются к месту и не к месту, даже не пытаясь понять, кто же та публика (называемая также народом, когда это выгодно политикам), от благосклонности которой зависит ее политическое будущее.

В четвертых, госпожа со своими четырьмя объектами недвижимости, двухлетней Audi и более чем полумиллиона латов в банке, полученным за прихватизированную в свое время Diena, фантастически далека от реальной жизни среднего рижанина. Она не понимает этого рижанина и его нужды, и даже не пытается понять. Она лучше знает, чего этот рижанин должен хотеть и о чем думать.

Результат оказался именно таким, каким только и мог быть.

Интересно, к примеру, на скольких пальцах руки можно подсчитать тех рижан, для которых среди самых существенных проблем — то, что у Риги, по мнению Элерте, нет достаточно четкой идентичности. И сотрудничество с Северной Европой, о ужас, не развито в достаточной степени.

Также очень интересно, что представитель партии, однопартийцы которой заключили бесчисленное множество секретных договоров о вагонах, эйрбалтиках и радарах, со всей серьезностью обещает "ввести прозрачность в рижских финансах".

Интересно и то, что представитель партии, которая только что обещала самое большое внимание уделить развитию промышленности в отсталых регионах, уже без малейшего смущения говорит о необходимости развития производства не в какой-то там никому не нужной Латгалии, а именно в Риге.

Между тем ни на один сколько-нибудь конкретный и действительно важный для непонятных рижан вопрос умелый руководитель и компетентный специалист ответить, как оказалось, не способна. И невозможно даже понять, то ли потому, что по этой теме ничего сказать не может, то ли потому, что с расстояния своего полумиллионного банковского счета просто не понимает, как кто-то вообще может всерьез интересоваться чем-то подобным.

До тех пор, пока кандидат на пост мэра кое-как смогла ответить на вопрос о судьбе "котов Ушакова", это было еще смешно. Но когда максимально конкретный ответ на повторный вопрос о том, что же будет с нынешней системой бесплатного транспорта, звучит: "Я ответила очень конкретно: поддержка рижским сениорам нужна" — уже не до смеха.

Одним словом, Ушаков со всем "Центром согласия" может облегченно вздохнуть, поскольку против него выставлена пустая, привезенная с Марса или другого далекого места бочка, которая, в отличие от классической, еще и не звучит ни громко, ни далеко.

Публикуется в сокращении (полная версия). Перевод DELFI

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!