Фото: PantherMedia/Scanpix
В результате недавно проведенного SKDS социологического опроса выяснилось, что более 60% жителей Латвии считают, что страны Запада используют Латвию в своих интересах, и почти 80% думают, что Латвия в Европейском Союзе является страной второго сорта.

Если еще добавить мнение 42% населения о том, что Латвия не в силах существовать как независимое национальное государство, то получится, что жители Латвии довольно скептически оценивают способность государства существовать на международной арене и защищать свои интересы.

Но все же нужно стремиться оценивать внешнюю политику Латвии объективно – то есть принимая во внимание и статус Латвии как небольшого государства, и связанную с этим ограниченность ресурсов. К тому же необходимо учитывать более широкий региональный контекст и позиции Латвии по сравнению с соседними государствами. Страна граничит с гораздо более сильной экономически, политически и в военном смысле Россией; на северо-западе находятся высокоразвитые страны Скандинавии; с запада, за Литвой, мы граничим с амбициозной Польшей; ну и дальше располагаются страны, занимающие лидирующие позиции по экономическим показателям – Германия, Великобритания, Франция. Конечно, в Европе есть ряд похожих на Латвию с точки зрения размеров территории государств - хотя бы Бенилюкс, или небольшая, но стремительно развивающаяся экономически Словения, но о них мы все-таки слышим намного реже, чем о перечисленных выше странах.

"Спасением" еврозоны занимается Германия, наведение порядка в Сирии поручено пяти постоянным странам-участницам Совета по безопасности ООН и, когда ведущие государства ввели санкции против Ирана, с Латвией никто публично не консультировался. Свидетельствует ли это о полной потере внешнеполитической автономии Латвии? Скорее всего, нужно говорить об ограниченной автономии, которую, в основном, определяют скромные внутренние ресурсы Латвии и то, насколько интересна /неинтересна Латвия другим участникам международной системы.

Латвия никогда не будет располагать такими же ресурсами в области человеческих ресурсов или экономического обеспечения, как большие государства. Из-за небольшого политического, экономического и военного "веса" Латвии наши дипломаты не имеют возможности использовать "рычаги влияния" и вести переговоры с позиции силы. Совокупность всех этих факторов повлияла на то, что в латвийском обществе сформировалось мнение о неспособности Латвии защищать свои интересы ни на глобальном, ни на региональном уровне.

Стараясь сохранить обьективность, нужно сказать, что на данный момент существуют области, где Латвия во внешней политике могла бы действовать активнее. Но эти сферы зависят и от роста внутренних возможностей. Например, вложить больше средств в повышение квалификации работников структур внешней политики; при помощи материальных или каких-либо других стимулов предотвратить уход квалифицированных специалистов на высокооплачиваемые должности в частном секторе; взяв за основу создаваемый сейчас План национального развития, определить приоритеты во внешней политике на ближайшие годы. И выделить на реализацию именно этих проектов больше ресурсов.

Важно и то, каким образом государственные учреждения Латвии информируют общество о деятельности и успехах Латвии на уровне региональной и мировой политики. Общественное мнение хорошо отражает ситуацию, которая рождается, когда информация государственных учреждений не доносится до общества в доступном для него виде. В ситуации, когда государственные учреждения не могут разъяснить обществу определенные внешнеполитические действия, рождается информационный вакуум, который заполняют средства массовой информации, лидеры мнений или какой-нибудь деятель с радикальными взглядами. В Латвии дополнительным фактором является наличие фактически двух информационных пространств, где источники информации разделены по языковому принципу.

Мнимое молчание со стороны государственных учреждений по вопросам внешней политики Латвии (и не только), не всегда понятные обществу политические решения, а также коррупция, бюрократизация, мнение о политических партиях как "клубах экономических интересов", "расхищение государства" и другие отрицательные моменты способствуют отчуждению общества от государственных учреждений, снижает доверие к ним и повышает возможность манипулирования общественным мнением.

Такая обстановка способствует возникновению политических мифов, которые можно просто определить как истории, которые "разъясняют" совокупность политических событий прошлого, настоящего или будущего и имеют определенную "идеологическую окраску". Такие мифы есть у каждой нации, и именно они зачастую понятным для общества образом разъясняют политические процессы. В других случаях политические мифы укрепляют существующую в государстве идеологию или же создаются так, чтобы можно было сменить ее на другую.

Политические мифы могут создаваться неосознанно, например, когда в обществе наблюдается недостаток информации и распространяются альтернативные пересказы об определенных ситуациях. Но порой политические мифы могут создаваться осознанно, и тогда их создателями могут быть носители определенных идеологий – представители социальных движений и политических партий, этнических групп или, на межгосударственном уровне, государства или их представители различного уровня. Мифы на межгосударственном уровне могут создаваться в случаях, когда какое-либо из государств стремится распространить свою идеологию за пределами государства и его общества. Мифы для выполнения такого задания становятся составной частью внешней пропаганды государства. Как утверждает исследователь Кристофер Флуд (Christopher Flood), мифы и пропаганду как активный инструмент государственной коммуникации исторически часто использовали тоталитарные режимы.

В случае с Латвией определенной идеологии не констатировано, но известны общие взгляды о том, чем является Латвия, что представляет из себя общество Латвии и каким должно быть общее направление развития государства. В таком контексте политические мифы, направленные против существования Латвии как государства, стремятся расколоть уже и так неоднородное общество. Такие мифы всегда направлены против "идеологии" Латвии и стремятся заменить их каким-либо другим взглядом на то, каковым государство является на данный момент и каким должно быть его дальнейшее развитие.

Часть таких политических мифов, которые касаются интеграции Латвии в Европейский Союз, отношений с западными государствами, Россией и государствами СНГ, внутреннего функционирования государства и прав населения, определяются, основываясь на результатах вышеупомянутого социологического опроса, которые широко освещены в проводимом Фондом малой библиотеки истории Латвии исследовании «Мифы внешней политики в Латвии: Евросоюз и Россия», презентация которого состоится 28 июня и будет доступно на сайте www.demoshistoria.lv.

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !