Фото: Reuters/Scanpix
Нередко можно услышать в новостях или прочитать заголовки газет: "В Латвию хлынут беженцы из Ливии", "Европа очищает Латвию для иммигрантов", "Места коренных жителей Латвии займут арабы". Но так ли это?

Не так давно латвийская общественность достаточно резко отреагировала на отрывки из интервью журналиста газеты Diena c комиссаром внутренних дел Европейского Союза Сесилией Мальмстрем. Еврокоммисар напомнила о солидарности по отношению к другим странам Европейского Союза в вопросе о беженцах из Ливии. Призыв относился ко всем странам ЕС, в том числе и к Латвии, и призывал к оказанию помощи беженцам на Мальте.

Мальта - это маленький остров, который не в состоянии содержать на своей терирории 15 000 беженцев и предоставить им полную гуманитарную и медицинскую помощь. Следует пояснить, что речь идёт о тех, кто уж получил статус беженца на територии Европейского Союза и на данный момент находятся на Мальте. В связи со сложившейся ситуацией и прозвучал призыв коммисара Европейского Союза к солидарности, гуманности, человечности по отношению к людям, попавшим в такую ситуацию. В первую очередь они - люди. Да, другой рассы, культуры, религии, но - люди, которым нужна помощь.

Людей, у которых есть статус беженца и которых та или иная страна добровольно хочет принять и переселить на свою территорию, называют квотовыми беженцами. Важно отметить: решение о количестве квотовых беженцев принимает правительство каждой страны индивидуально, исходя из годового бюджета и политических веяний. Есть страны, где квота прописана в законе о миграции, в других решение принимается исходя из конкретного дела. В ЕС размер квот расходится - какие-то государства добровольно принимают тысячи мигрантов, какие-то - единицы, а некоторые - никого. Никто не имеет права указать стране, какое количество она обязана взять. Однако примерное количество квотовых беженцев можно вычислить, опираясь на средние данные по странам Европы.

Чтобы вычислить средний коэффициент квотовых беженцев по Европе, следует обратить своё внимание на первый столбик таблицы, которая представлена ниже. В нём предоставлены данные бюджета в долларах на 2010 год в европейских странах. Как и следовало ожидать, страны с высоким уровнем жизни и наиболее стабильной экономикой имеют сравнительно большой бюджет. Именно эти страны (Дания, Швеция, Норвегия, Финляндия, Нидерланды, Великобритания, Франция) принимают наибольшее количество квотовых иммигрантов.

Количество квотовых иммигрантов указано в законах об иммиграции этих стран. Лидером списка в Европе является Швеция, у неё 1700-1900 квот, среднее количество квотовых беженцев за 2009/2010 года в Швеции составило 1835 беженцев. В Дании и Нидерландах годовые квоты составляет 500. Зная среднее количество квотовых беженцев по Европе, можно вычислить средний коэффицент, который позволяет увидеть возможности бюджета страны, из которого могут быть выделены средства на квотового беженца (см. таблицу). Эти данные позволяют вычислить, сколько квотовых беженцев Латвия могла бы взять в год. Это не тысячи, и даже не сотни человек - это всего-навсего три человека.

В этом мы схожи с Литвой. Литва недавно включилась в систему, но у нее уже есть своя история. В 2007 году с Мальты в Литву переместили 6 бежецев. В Литве квоты не прописаны в законе, поэтому иммигрантов они не называют их квотовыми беженцами, хотя по сути они таковыми являются. Литва может позволить себе принимать в год пять квотовых беженцев. Польша, как и Литва, тоже новичок, но она во всех отношениях больше Литвы и Латвии. Польша могла бы принять до 31 иммигранта в год, исходя из среднего коэффициента по Европе. В 2010 году Польша в первый раз взяла восемь беженцев с Мальты, а в этом году планирует взять до 50.

Но все ли все опираются на бюджет страны, или всё же желание помочь ближнему может оказаться сильнее? В этом контексте интересно взглянуть на Исландию. Бюджет Исландии на 2010 год составлял $5,32 млрд. в год, исходя из среднего коэфициента возможностей бюджета по Европе (2,67 млн./чел) она может позволить себе двух квотовых беженцев. Но, опираясь на собственные убеждения о толерантности, солидарности и гуманности, Исландия в год принимает до 30 квотовых беженцев.

Также на фоне других европейских стран хочется выделить Францию, где есть квоты не на людей, а на дела или случаи. Франция в год расматривает до 100 дел, в которых могут быть задействованы несколько человек. В итоге среднее количество квотовых беженцев за 2009-2010 годы составило 198 человек.

Так что же делать Латвии, и делать ли вобще? Эстония, к примеру, вообще делает вид, что её это не касается. На фоне других стран, три человека - не так уж много. Можно поступить как Исландия, но она территориально больше нас, а по численности населения - меньше. Или поступить как Франция? Брать квоты не на людей, а на дела - три дела в год. Или как Литва и Польша - брать в меру своих возможностей и желаний?

Помочь человеку, лишившимуся всего, или не обращать на него внимания? Это повод для размышлений.

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !