Мне довелось побывать в Европейском центробанке (ЕЦБ), где депутатам Кризисного комитета Европарламента рассказали, какие возможности банк видит для оздоровления европейской и мировой экономики. Говоря о необходимости глубоких структурных реформ в госуправлении всех стран ЕС, представители ЕЦБ высказали мнение, что в результате кризиса произойдут фундаментальные изменения в мышлении людей. Мы больше не вернемся в старые "жирные" годы с их несоразмерным и безудержным ростом. "Предкризисное время" — это не то же самое, что "нормальное развитие", подчеркнули в ЕЦБ.

Понятно, что и мы в Латвии при выходе из кризиса должны фундаментально изменить свое поведение в индивидуальном и государственном масштабе. Нам, как индивидам и государству, нужно начать жить в рамках своих возможностей — (1) жить скромнее, (2) меньше брать в долг и (3) больше экономить.

Однако любое "сокращение" на индивидуальном и государственном уровне имеет свои пределы. Нужно подумать и о том, как поддержать появление новых рабочих мест, которые являются условием любого экономического роста. Рабочие места появляются, когда в народное хозяйство приходят новые инвестиции. Учитывая дефицит капитала в нашей стране, эти инвестиции должны быть, в основном, иностранными.

Чтобы вернуть финансовый поток, мы должны сделать среду благоприятной для инвестиций. Для этого нужна стабильность. Если предприниматель может вычислить выгоду, он также может решить вложить свои деньги. Но в условиях нестабильности невозможно производить разумные подсчеты, поэтому не может идти речи об инвестициях.

"Улучшение среды" имеет три важных аспекта. Первый связан с законодательством и налоговой политикой, второй — с затратами, а третий — с политической стабильностью и стабильностью правительства.

Наша страна сделала очень важные и высоко оцененные шаги и в области налоговой политики, и в плане затрат. После принятия бюджета на этот год в декабре стало ясно, какой будет налоговая политика. Очень хорошо, что мы решили проблему несбалансированности налоговой системы. Теперь в общую систему включены спекуляции с недвижимостью и частями капитала, которые раньше не облагались налогами. Снижение затрат на зарплаты также увеличило нашу конкурентоспособность в экспортных секторах.

Однако вопрос о политическом аспекте далек от решения. Нужно понять, что латвийская политика влияет не только на местные, но и на зарубежные события. Хотя нам самим (особенно политикам) может казаться, что наши внутренние распри и разногласия снаружи не видны, это вовсе не так. Недавний театр одной из партий в связи с полномочиями правительства на переговоры с Международным валютным фондом был воспринят как серьезная угроза стабильности государства. К сожалению, мы снова удостоились заметного места на страницах британской Financial Times, где опять описывалась нестабильность внутри коалиции. Как мы знаем, стабильность является условием для притока инвестиций.

Иностранных инвесторов много и они разные. Но на них влияют сообщения СМИ и рейтинговые агентства, которые дают свою оценку степени риска при вложениях в отдельные фирмы, самоуправления и страны.

Я беседовал с представителями рейтинговых агентств, которые, между прочим, работают на рейтингом Латвии. Я понял, что, по их мнению, в нашей стране имеется два главных фактора "риска". Первый — экономический, который уже анализировался и начинает постепенно улучшаться. Второй фактор — политический риск. Наши внутренние распри и политические баталии перед выборами воспринимаются со всей серьезностью. Если влиятельная правящая партия заявляет, что сотрудничество с МВФ надо прекратить, это также воспринимается как угроза стабильности, так как рейтинговые агентства вынуждены включать этот факт в свои анализы в качестве одного из возможных сценариев развития событий, который увеличивает риск для вкладов в Латвию.

В итоге первые признаки не только стабилизации, но и оздоровления нашего народного хозяйства заглушаются плохими новостями о политическом развитии, которые мешают улучшению наших рейтингов. Это, в свою очередь, тормозит возобновление инвестиций, создание рабочих мест и рост экономики.

За последний год мы многое пережили. Мы пережили сокращение народного хозяйства на 1/5, падение зарплат на 30% и более. Своими силами и благодаря займу МВФ мы смогли сформировать бюджет, чтобы продолжить выплату зарплат учителям, врачам, полицейскими и другим бюджетникам. Мы также наблюдаем улучшение показателей предприятий-экспортеров. В общем, вместе мы сделали многое, чтобы наше народное хозяйство не только оздоровилось, но и встало на путь более благоприятного развития.

Впереди у нас одно, но очень важное, дело: нужно привести в порядок политическую среду, чтобы избранные политики не только больше думали о пользе страны, а не своей собственной, но и были способны сотрудничать, чтобы правительство и парламентское большинство было стабильным и прогнозируемым.

После выполнения третьего дела будут созданы все предпосылки для ощутимого развития нашей страны.

Перевод DELFI. Оригинал здесь

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!