Foto: LETA
Трудно вспомнить, чтобы кто-то причинил больше вреда латвийскому транзиту и портам, чем это удалось местным олигархическим группировкам.

Их многолетние войны за сферы влияния – это и насильственный захват предприятий в Вентспилсе, и нескончаемые судебные процессы Айвара Лембергса против крупных акционеров транзитных компаний, и, безусловно, уголовные процессы самого Лембергса в Латвии, порождающие подозрения, что через транзитную отрасль с помощью офшоров переводятся деньги для покупки политических решений и СМИ. Именно поэтому на каждую доносящуюся из Вентспилса тираду о том, как «негативно Партия реформ влияет на транзитный бизнес», мне всегда хочется ответить высказыванием экс-президента Франции Жака Ширака о существовании «великолепной возможности промолчать».

Что предлагает Партия реформ?

В начале года Партия реформ предложила партнерам по коалиции и Сейму проект реформ. Среди них:

  1. Ясное и четкое законодательное регулирование всех случаев, когда правление портов может заниматься коммерческой деятельностью. Сейчас управляющие имеют возможность фактические неограниченно вести бизнес на территории, которую сами же и надзирают. В результате возникают ситуации, при которой работающее на территории порта частное предприятие вынуждено конкурировать с правлением порта, что естественно искажает конкуренцию и негативно влияет на приток инвестиций. На недопустимость такой схемы указывали и Совет по конкуренции, и Сенат Верховного суда, и инвесторы.
  2. Прозрачность и открытость системы управления портами. Для достижения этой цели необходимо, чтобы налогоплательщики и СМИ имели доступ к информации о решениях правления порта. В свою очередь, предприниматели и инвесторы должны иметь право участвовать на тех заседаниях правлений, где рассматриваются вопросы, непосредственно связанные с их проектами.
  3. Судебный контроль над решениями правлений портов. Пока Административный суд может осуществлять надзор только за частью решений правлений, что ограничивает возможности предпринимателей отстаивать свои права. Закон должен четко оговаривать, что все решения правлений портов о заключении договоров, отказе заключать договора и преждевременном разрыве соглашений можно будет оспорить в суде в порядке, установленном административным процессуальным правом.
  4. Обеспечение предпринимателей возможностью использовать портовую инфраструктуру. Со стороны бизнесменов регулярно поступают жалобы на недоступность или отсутствие необходимых для портовой деятельности объектов, например, инфраструктуры электроснабжения или подъездных железнодорожных путей.
И кто еще, кроме г-на Лембергса, возьмется сказать, что эти инициативы «плохие» и «вредные для бизнеса»?


Пока снова не высохли трубы

Мы не преследуем цели проводить реформы ради реформ. Необходимость пересмотра системы подтверждают оценки авторитетных, независимых экспертов. Всемирный Банк, ежегодно анализирующий ситуацию в 155 странах мира, за последние пять лет в общем рейтинге понизил индекс конкурентоспособности отрасли логистики Латвии с 42-го на 76-е место.

Впрочем, г-н Лембергс предпочитает публично ссылаться на другое исследование - исследование журнала fDi Magazine. Согласно нему, порт Вентспилса занимает в топ-5 второе место... при сравнении с портами Марокко, Бахрейна, Омана и Маврикия (Сингапур, Роттердам, Гамбург, Шанхай и другие действительно известные мировые гавани в излюбленном обзоре г-на Лембергса элементарно не упомянуты).

Что касается разрекламированного роста оборота грузов в латвийских портах, то заслуг г-д Лембергса и Логинова тут нет. Реальные причины - увеличение спроса на российский уголь в Западной Европе, повышение спроса на нефтепродукты на мировых рынках, а также посткризисная стабилизация внутреннего спроса в странах Балтии и СНГ, что позитивно отразилось на показателях отправленных контейнерных грузов. В то же время нельзя забывать, что Россия целенаправленно осуществляет мероприятия по увеличению проходной способности порта Усть-Луги, что неминуемо и уже в ближайшем будущем понизит зависимость российского экспорта стратегических грузов от транзитных путей стран Балтии.

Центральное Управление статистики уже предупреждает, что прирост грузооборота в латвийских портах постепенно замедляется, а сам поток остается очень несбалансированным – объем принятых грузов в семь раз превышает объем отправленных. Управляющим портов нужно вместе с предпринимателями активно думать, как разнообразить перевалку, чтобы компенсировать возможное сокращение объемов транзита российских нефтепродуктов и угля.

По мнению экспертов, в долгосрочной конкурентной борьбе выживут только те порты, которые смогут обеспечить загрузку терминалов и железной дороги в обе стороны. Однако правления латвийских портов упрямо не хотят реагировать на призыв: «Оставьте нас в покое, грузы пока идут!»

Очнитесь! Конкурентоспособность портов не зависит только от количества перегруженных тонн! Нужно оценивать загрузку всей портовой территории, эффективность использования портовых терминалов, количество работающих в портах предприятий, объем уплаченных налогов, размер штата администрации. Почему, например, никто не задается вопросом, зачем в администрации Рижского свободного порта работают 347 человек, тогда как в Стокгольме эти же функции выполняют 32 сотрудника?

Приватизация? Нет! Реформы!

И, наконец, самая бесстыжая ложь, которую приходится слышать от г-на Лембергса, - это то, что Партия реформ готовит приватизацию портов.

Хватит врать! Ни одно должностное лицо Партии реформ, ни один депутат и ни один министр никогда не заявлял о подобной идее. Если быть еще точнее, то до сих пор громче всего о якобы существующих планах продажи портов говорит человек, который сам, используя по-тихому свое служебное положение, де-факто, возможно, уже приватизировал один из важнейших портов Латвии.

Что же касается Партии реформ, то она пропагандирует абсолютно иной подход – усилить контроль над соблюдением интересов государства, повысить прозрачность работы портов и улучшить отчетность правлений, чтобы налогоплательщики знали о каждом потраченном лате.

Мы хотим, чтобы порты не только использовали государственную инфраструктуру и недвижимость, но и возвращали налогоплательщикам часть прибыли, полученной от использования данной инфраструктуры. Сегодня порты прямым образом НИЧЕГО не платят государству - все взимаемые пошлины и сборы за аренду объектов остаются в распоряжении портовых начальников, что позволяет выплачивать друг другу премии, покупать дорогие машины, создавать новые департаменты (точнее, «парковки» для экс-политиков) и заключать подозрительные договоры со СМИ.

Рубикон перейден

Не буду скрывать: Партии реформ, как новичку в политике, действительно нелегко в продвижении своих инициатив - мы не привыкли молоть языками и манипулировать придуманными фактами и упреками. Но мы намерены довести начатое до конца, и первые результаты уже есть. С нашей подачи в мае этого года (после четырех лет откладываний и затягиваний!) правительство, наконец, утвердило новые редакции уставов Рижского и Вентспилсского портов. Они предписывают правлениям публиковать в интернете свои решения в течение трех дней после принятия, разрабатывать маркетинговые стратегии на три года вперед, а также прекратить практику заключения конфиденциальных договоров.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!