Стремительно разразившийся скандал вокруг включения Бориса Березовского в "черный список" для отдельных представителей латвийского истеблишмента оказался роковым. Беспрецедентное количество публикаций о возможных причинах визита в Латвию опального олигарха и его американского бизнес-партнера породило волну спекуляций. Ответственные структуры не спешат рассказать обществу, в какие игры оказалась втянута Латвия, и был ли собственно повод принимать решение, противоречащее решению суда другой страны Европейского Союза. Но скандал имеет четкие внутриполитическое последствия, главным из которых является развод Эрика Екабсонса с МВД и ЛПП.
В интервью Latvijas Avize вскоре после отставки с поста министра Екабсонс
утверждает
, что его решение оставить высокий пост не было связано с противоречиями в коалиции по поводу отношения к визитам Березовского. Хотя политик признает, что "страны ЕС должны с уважением относиться к решению суда Великобритании", он отмечает, что причины демиссии в другом.

Разговоров о неожиданной отставке главы МВД было немало, но никто так и не смог четко ответить на вопрос — "почему?". Странно, что гиперактивные "священники" не бросились защищать своего ставленника от критики премьера Калвитиса, а избрали выжидательную тактику. Лишь позднее последовало заявление руководства ЛПП о том, что партия не намерена отказываться от патронажа системы внутренних дел и у "первых" есть кандидаты на освободившийся портфель.

Предвыборные странности

Отставка колоритного Екабсона по времени практически совпала с совместным конгрессом Первой партии и Latvijas cels, который, казалось бы, давно приказал долго жить. Члены ЛПП в кулуарах отмечают, что фактически решение выступить на парламентских выборах единым списком означает не объединение двух равнозначных сил, а присоединение дряхлеющих "путейцев" к "священникам". Годманис и Ко несут с собой лишь раскрученные фамилии, за которыми тянется длинный шлейф приватизационных скандалов и политических поражений. В то же время, Первая партия даже со своим микроскопическим рейтингом остается третьей по влиятельности политической силой в стране после Народной партии и Нового времени и уверенно укрепляет свои позиции в регионах. Традиционная связь Первой партии с именем Айнара Шлесера дает все основания полагать, что "священники" по-прежнему в состоянии аккумулировать значительные ресурсы. Добавим к этому поддержку церковных кругов. Союз явно неравнозначный, не так ли?

На предыдущих выборах ЛПП успешно стартовала с тройкой локомотивов, которую образовали Эрик Екабсонс, Айнарс Шлесерс и Арнольд Лакса. Банкир и предприниматель Лакса вышел из партии без особого шума сразу после выборов. Спустя три года дверью хлопнул и Екабсонс. Если в первом случае причины остались неясными, то во втором случае налицо внутрипартийные противоречия. Издания Diena и Latvijas Avīze указывают на существование в ЛПП проамериканской группы, условным лидером которой до недавнего времени являлся Екабсонс, и основного крыла, не оспаривающего доминанты Шлесера. Никто из однопартийцев не бросился защищать Екабсонса от нападок премьера. Утверждения Юриса Радзевича, что союз с "либералами" из Латвийского пути явно синтетичен, никому не показались разумными. Зато теперь Радзевич гораздо реже выступает в масс-медиа в качестве рупора партии. Заведомо слабая кандидатура Дзинтара Яунджейкарса на пост главы МВД на заседании Думы ЛПП была поддержана единогласно и без выдвижения альтернатив. С недавних пор у штурвала ЛПП пребывает тускловатый и недостаточно самостоятельный Юрис Луянс. Просто серия совпадений?

В рейтинговой яме

Оглушительный успех ЛПП на предыдущих выборах, предопределенный популярной в народе христианской риторикой и грамотной рекламной кампанией, столь же молниеносно перешел в стабильное падение рейтингов. Хотя "первые" активно лоббировали увеличение финансирования социальных программ и поддержки института семьи, популярность была почти на нуле. Ценой огромных финансовых затрат "священникам" едва удалось попасть в Рижскую думу. Руководство партии понимает, что так долго продолжаться не может, и начинает предвыборную рокировку. Отсюда явная централизация партии вокруг фигуры Шлесерса и мягкое отстранение от дел более-менее самостоятельных фигур. "Заседания партийной думы проходят по особому сигналу" — намекает Радзевич в интервью Diena. Это для латвийской политики не новость. В неофициальных беседах многие эксперты не отрицают, что верхушка Народной партии, например, по-прежнему периодически ездит на дачу к одному из "рядовых членов".

Не исключено, что отстранение экс-главы МВД от дел планировалось уже давно. Но выход из ЛПП колоритного Екабсонса автоматически компенсируется союзом с "путейцами". Никакого ощущения раскола. Правда, некоторые представители Рижского отделения утверждают, что тот же Годманис на совместных заседаниях ведет себя довольно дерзко. Но пока этого не видит пресса, хрупкая иллюзия единства сохраняется.

Команда с христианским хребтом

С наличием заметных личностей и принятием популярных решений у "первых" проблем нет. Вот и сейчас консерваторы яростно требуют для самоуправлений права ограничивать азартные игры. Очевидно, хроническая непопулярность ЛПП имеет глубокие корни. "Мы не являемся национальной правоконсервативной партией с крепким хребтом" — сокрушается Екабсонс. В этом есть большая доля истины — ЛПП три года держится на позициях центризма в национальных проблемах, хотя по ключевым вопросам голосует вместе с правыми националистами. Такова цена нахождения в коалиции. Учитывая политическую поляризацию латвийского общества и пассивность многих умеренно настроенных избирателей, идеологический откат ЛПП в сторону "национальных ценностей" (а мы прекрасно понимаем, что под этим подразумевается) нежелателен. На правом фланге и так тесно. Идеи центризма на вооружение берет Центр согласия и другие менее значительные актеры. Но на ниве христианских ценностей кроме ЛПП игроков нет.

Успех или провал "священников" на парламентских выборах будет определяться их способностью обновить христианский имидж и сформировать образ команды, используя узнаваемость политиков Латвийского пути. На позициях лидеров должны укрепиться достаточно яркие, но покорные деятели вроде Баштикса или Америкса. В последние дни отдельные комментаторы не исключают возможность исхода из ЛПП сторонников экс-министра. Но пока "первым" удается избежать публичного раскола, а уход Екабсона выглядит скорее как личное решение, а не широкий жест. Только сильный христианский "хребет" и образ динамичной команды поможет ЛПП выбраться из рейтинговой ямы и сохранить свое политическое влияние.

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !