Экономика страны переживает не самые лучшие времена, пенсионеры и бюджетники устраивают бесконечные акции протеста, доверие избирателей к правящим политикам стремительно падает. Казалось бы, наступил самый подходящий момент, чтобы начать полноценный диалог с обществом. Но нет, вместо этого руководители государства в ответ на неудобные вопросы просто поворачиваются к журналистам спиной. Похоже, "репшизм" в латвийской политике уже стал нездоровой традицией и универсальным средством против нападок "желтой прессы".
Как известно, основатель партии Jaunais laiks Эйнар Репше обещал сделать политику "другой" — прозрачной, честной и человечной. После победы на выборах он даже пытался проводить публичные консультации с партнерами и открытые заседания правительства. Не получилось. Уже спустя пару месяцев борец за гласность стал требовать, чтобы на интервью ему задавали вопросы "только по теме". Потом и вовсе начал избегать журналистов…

Впрочем, Репше — вовсе не основатель традиции презрительного и грубого отношения к СМИ, а значит — и к их аудитории. Глава правительства Айгарс Калвитис возражения против своих решений именует "тявканьем", а председатель Комиссии по национальной безопасности Дзинтарс Яунджейкарс в день проведения митинга против увольнения шефа антикоррупционного бюро открыто признается: "Меня эти акции не волнуют". Депутаты-композиторы, вместо того, чтобы давать комментарии по существу вопроса, жалуются на недостаточно обходительное отношение к собственной персоне. По мнению "тевземца" Имантса Калниньша, протестующим не хватает "интеллигентности", а "народник" Раймонд Паулс жалуется на "больных людей", которые угрожали ему зонтиками.

Впрочем, это еще "цветочки". Куда большее раздражение у политической элиты вызывают вопросы о расходовании средств налогоплательщиков. "Какие там компенсации? Когда будут компенсации, тогда и будем разговаривать", — отвечает Калвитис на вопрос TV3 о необоснованных компенсациях для членов правительства.

Весьма убедительно на этом фоне смотрится и министр сообщения Айнарс Шлесерс, который считает, что мнением избирателей достаточно интересоваться раз в четыре года. "За меня на прошлых выборах проголосовало примерно 35 000 человек, а это в четыре раза больше, чем собралось 3 ноября на Домской площади", — делится министр. Кстати, и для депутата Паулса, "пять тысяч — еще не народ".

Отвечая на вопрос о принципах формирования нового правительства, Шлесерс срывается: "Ну как же. Позовем новых людей, которые знают, как управлять страной. Вот, Инару Эгле из газеты Diena позовем, Сармите Элерте. Вас (журналиста, задавшего вопрос — Ред.) тоже обязательно позовем". Классику политического хамства демонстрирует глава Комиссии по правам человека Янис Шмитс, который на вопрос о получении двойных компенсаций за телефонные разговоры отвечает так: "Я желтой прессе комментариев не даю, тем более, что вы представляете интересы шведского концерна. И не надо ссылаться на общество! До свидания!".

Конечно, можно спорить о предвзятости отдельных изданий по отношению к отдельным политикам. Можно поставить под сомнение профессионализм отдельных журналистов или целых изданий. Можно списать все на стресс: как бы вы себя чувствовали, если бы Privātā Dzīve фотографировала вас в супермаркете, парламентские репортеры ходили с диктофоном по пятам, конкуренты "сливали" тем же самым СМИ компромат на вас и ваших коллег, отдельные издания постоянно под вас "копали", а перед вашим местом работы собирались митинги?

Однако между депутатом Сейма и простым жителем Латвии есть большая разница: первый является публичной фигурой. Предполагается, что представлять интересы общества может человек, который как жена Цезаря — вне подозрений. Политики не могут не понимать, что давление со стороны масс-медиа в обозримом будущем будет только увеличиваться: в конце концов, мы уже живем в мире, где главная ценность и самое сильное оружие — информация. А поскольку доверие общества к СМИ значительно выше, чем к любому из институтов государственной власти, политикам и чиновникам так или иначе придется научиться отвечать на неудобные вопросы, ходить на интервью в прямом эфире и смотреть в глаза "больным" участникам акций протеста. По-другому вряд ли получится. По-другому можно только на Марсе.

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !