Фото: Publicitātes attēli
О том, что Латвия движется к прямой конфронтации между двумя общинами, не пишет только ленивый. Однако мало пользы писать о том, как все плохо, если нет главы с названием, «что надо делать». Сегодня надо говорить не о противопоставлении русских латышам, не о мобилизации ресурсов одной общины против другой, а о том, как выйти из матрицы, в которой мы оказались, потеряв, в свое время, навык разумной самоорганизации.

Ведь все получилось так, как получилось вовсе не потому, что те или другие из нас составляют некую категорию плохих, злонамеренных людей. Просто любая система, в которой мы находимся, вынуждает нас действовать так, а не иначе.

При этом разные модели системы действуют по-разному. Социалистическая - лишает свободы выбора. Капиталистическая, c ее гонкой за прибылью - порабощает. Она делает нас рабами вещей, заложниками интересов торговцев и банков.

А техногенная система работает и вовсе любопытно. Она не оказывает прямого давления и не угнетает напрямую. Она создает такие условия, что ее элементы – люди-винтики сами затачиваются под нужды системы и начинают хотеть то, что выгодно ей. Сегодня это, к сожалению, отчетливая мировая тенденция, с той, лишь, разницей, что матрица каждой страны имеет свои характерные признаки.

Узнаваемым признаком латвийской матрицы, является межобщинный раздор и суета вокруг него. Это становится питательной средой для паразитирующих структур внутри страны и за ее пределами. Это мировой бренд Латвии, который пока неплохо продается, а обе несчастные общины - всего лишь покорные жертвы в стойле техногенной системы. По большому счету, каждая из них отдельно от другой, никому не нужна. Не нужны они и в согласии между собой. Их матричной программой является поддержание состояния вялотекущего межэтнического конфликта.

Мы не можем знать тех, кто сотворил техногенную систему, но можем определить властных игроков, извлекающих прибыль из латвийской матрицы, то есть увидеть лица друзей и врагов каждой общины. И тогда, может быть, нам удастся найти единственное верное решение наших общих проблем.

Порой, мне кажется, что у недругов обеих общин могут оказаться одни и те же лица.

Общеизвестно, что наиболее точной характеристикой любой взаимосвязи сторон являются не слова, а действия. Вернее, реакция одной стороны на действия другой. Как же реагирует главная община Латвии на действия своего государства? Ногами... Люди не верят этому государству, не видят перспективы для себя и в массовом порядке покидают страну. Вряд ли такое ведение дел можно квалифицировать, как проявление заботы государства о латышской общине.

О второй по величине части населения без слез и говорить нельзя. Она находится под прессом двух сторон. С одной стороны ее гнобит Латвия, а с другой Россия, в лице «группы товарищей», не первый день обладающих мощным ресурсом в сфере внешнеполитической деятельности... Случай, не имеющий аналогов в мировой практике - когда отечественный политбомонд продает свою диаспору и, не стесняется заявлять об этом публично.

Хотя этому есть свое объяснение. Сильная русская община Латвии не будет способствовать надежности сохранения уворованных в России капиталов и развития «сферы теневых услуг». Для этой цели больше подойдет тайный союз означенной группы с латвийским деловым и официальным менеджментом, а так же наличие крупной и послушной прорусской партии. Примерно таким образом, в Латвии может быть обеспечен благоприятный политический фон для легализации сомнительного капитала российского происхождения.

Это чисто коммерческий проект российских политтехнологов, часть так называемой «Концепции третьего пути», которая сформировалась, как политическое направление в начале двухтысячных и была профинансирована российскими бизнес-структурами при содействии «русских политиков» прибалтийских стран. Как считает Татьяна Полоскова, «Концепция третьего пути» до сих пор является основой того курса, который пытается реализовывать группа лиц, обладающих ресурсом в сфере внешнеполитической деятельности»…

Так что пора перестать удивляться некоторым «странностям» российской политики в отношении русских общин прибалтийских стран – они ей давно не нужны, как диаспоры. Однако, их будут продолжать использовать, как в групповых коммерческих интересах, так и во внешней политике, в качестве шаблонного ответа западу по части нарушения прав национальных и языковых меньшинств.

Ложь и дезинформация, очень эффективные средства для продвижения любого товара. При этом совершенно не важно, какой товар продается - прокладки, кофе или политика.

Новейшая политическая история Латвии, например, круто замешана на лжи, она и начиналась с обмана. Выданные публично обязательства латышская община не исполнила до сих пор, хотя, именно этот факт, по сути, и является краеугольным камнем межобщинного раздора. Стоит убрать этот элемент из латвийской политики и от «межобщинной вендетты» не останется и следа.

Cегодня такой шанс у латышей появился. Они могут попытаться, хотя бы и через двадцать лет, выполнить свои обязательства и проголосовать на референдуме за равноправие. Ведь основная масса оставшихся в Латвии русских двадцать лет назад в статусе полноправных граждан проголосовала за суверенную демократическую Латвию!

Однако, сделать это им будет совсем не просто. Для этого придется нарушить установки матричного сознания и принять своевольное, индивидуально-осознанное решение. А противостоять этому будет вся нынешняя власть, с ее алчностью, лицемерием, лживой демократией и прочей требухой. Новых схем она не придумает, поэтому будет пользовать старые, изношенные клише. Мол, «господа, отечество снова в опасности, русские снова идут! А ты, латыш, смотри, не сдавайся!»

Конечно, национальная элита смогла бы вовремя взять на себя ответственность за судьбу государства и уберечь его от трагических ошибок. Но, к сожалению, общество Латвии так и не сумело повзрослеть, не сумело вырастить собственную элиту, оберегающую народ от опрометчивого лиха. И сделать это будет с каждым днем все труднее потому, что система, как опухоль, начала активно разрастаться и теперь уже сама навязывает обществу нужный ей алгоритм конфронтации.

Работает схема приблизительно так. Вначале разрушаются причинно следственные связи. Для этого в общество вбрасывается «дохлая кошка», в виде дезинформации или обыкновенной лжи. Теперь каждая сторона как бы обязана нанести ответный информационный удар... Удержаться от этого трудно, да и соратники нервничают, поэтому тумаки обильно сыпятся с двух сторон... В это же время само общество, забыв о первопричине, уже целиком поглощено обсуждением «кровавой» насыщенности информационных баталий вокруг «следствий», спровоцированных появлением «дохлой кошки».

В латвийской политике валяется без погребения много мертвых тел представителей семейства кошачьих. Но классикой провокационного жанра надолго еще останется появление лозунга «Русские идут!» Вместо того, чтобы развивать тему укрепления доверия между общинами на базе выполнения данных друг другу обязательств - был широко развернут плакат, агрессивно-провокационного содержания, «Русские идут».

Теперь только и надо – «шпарить» по проторенному пути и от выборов к выборам педалировать интенсивность накала страстей. «Русские идут - латыш, не сдавайся» - вот и все, работа завершена. Латвия в матрице.

Взлом системы

Кто же может помочь вывести общество Латвии из состояния непрекращающегося стресса и вернуть его в колею продукивного труда? На словах за это ратуют все, а на деле у обеих общин союзников нет. Оба государства, в лице корумпированных чиновников, имеют немалый профит от этого раздора и, потерять его для них «смерти подобно». Мировому сообществу наши проблемы безразличны. Транснациональные компании, если и заинтересуются страной, то в любой момент могут получить ее «на корню», скупив наши долги.

Вот и получается, что расчитывать обе общины могут только на здравый смысл и на самих себя. Но какой здравый смысл может быть у винтика, находящегося в матричной ячейке? Ему надо сделать усилие и попытаться выйти из нее, приняв решение, соответствующее здравому смыслу, а не матричному алгоритму.

Подключение части латышского общества к процедуре ликвидации института безгражданства стало бы началом взлома матрицы и возвращением к здравому смыслу. И грядущий референдум является хорошим поводом это доказать.

Деловым фоном работы в этом направлении могла бы стать встреча представителей русской общины с руководителями формальных и не формальных групп титульной нации, заинтересованных в решении проблемы. Наиболее ярким представителем русскоязычной части общества Латвии на такой встрече мог бы стать ее реальный лидер Владимир Линдерман. Тема встречи - не строительство новых «красных линий», не мобилизация ресурсов одной общины против другой, а выработка основ мирного сосуществования, давно сложившихся групп населения нашей страны, на базе норм европейского права.

Русская община могла бы предложить решать проблему, взяв за основу несколько простых принципов:

1. Латвия - единственное место в мире, где латышская нация может реализовать себя в полной мере.
2. Единственным государственным языком в ЛР является латышский язык.
3. Русский язык имеет достойный статус, который определяется нормами международного права.
4. Русская община Латвии уважает государственный суверенитет ЛР и не является проводником интересов, разрушающих этот суверенитет.
5. Латышская община, поддерживает намерение предоставления гражданства негражданам в порядке регистрации и, естественно, после провозглашения ими клятвы верности Латвийской Республики.

Такая встреча могла бы приблизить демонтаж системы противостояния и положить начало процессу мирного сосуществования двух общин, вместо тщетных ожиданий появления единой политической нации. К тому же доктрина мирного сосуществования вполне укладывается в «философию своих территорий» такой структуры, как… НАТО.

Ведь любые беспорядки в своей зоне, находящейся в «мягком подбрюшье» России, альянсу совсем не с руки, а уж доведение ситуации до крайностей и, подавно. Его аналитики, я думаю, давно рассчитали момент, когда надо дать команду «брэк» не в меру услужливому латвийскому политбомонду.

А пока, разумные инициативы, направленные на стабилизацию этнической ситуации в Прибалтике, не ущемляющие интересы блока, могут стать предметом внимания людей этой структуры, ответственных за североевропейский регион.

А может быть самому альянсу, в его политической ипостаси, стоит взять роль посредника в этом затянувшемся конфликте?

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !