Foto: PantherMedia/Scanpix
Украина и Латвия, Россия и Израиль, война - информационная и реальная, санкции, раскол, истерия, поиски правды… Всего этого в 2014 году было много и на страницах портала Delfi, и в СМИ вообще, и в разговорах на кухнях. Вспоминая уходящий год, мы выбрали 20 резонансных "колонок", опубликованных в рубрике "Версии". Это не самые важные, не самые популярные и не самые цитируемые статьи. Но их определенно стоит перечитать - чтобы понять, где мы были в 2014-м и где мы можем оказаться в 2015-м. Приятного чтения!

Ивар Иябс. Мы им еще покажем

О чем: начало Крымского кризиса и Латвия на его фоне.

Цитата: "Не будем забывать, что молодежь из Латвии уезжает, в каком состоянии высшее образование и наука, насколько ответственны наши руководители. И тогда станет ясно, что и у нас есть реальный шанс превратиться в государство-быдло. Конечно, у нас нет нефти. И может, это к лучшему. Но у нас было другое ископаемое топливо — мечта о "вступлении".

Угис Либиетис. С чувством помоев на душе

О чем: корреспондент Латвийского радио рассказывает о том, как он себя чувствовал в Крыму.

Цитата: "Надо понять, что разделение на латышей, русских и прочих следовало давно забыть. На граждан и неграждан. На своих и "этих там". Если мы хотим показать какой-то пример, нам надо учиться не только на своих, но и на чужих ошибках, надо стараться их исправлять. Нам надо начать говорить друг с другом. Надо создать и показать историю успеха, которой у нас сейчас просто нет. В противном случае мы и впредь останется для жителей Украины (и не только) прогнившими западными фашистами…

Лато Лапса. О будущем нашего государства

О чем: Лато Лапса о том, что нужно сделать, чтобы Крым в Латвии не повторился.

Цитата: "У каждого есть право видеть свою картину мира и верить в то, что стоит только перекрыть потоки российской лжи, которая зомбирует несознательную часть жителей Латвии; принять преамбулу к Сатверсме; обеспечить образование только на госязыке; с помощью разных мер (желательно, таких, которые не требуют средств из госбюджета) извести проявления российской мягкой власти, и все с нами, с нашей безопасностью и будущем будет в порядке! К тому же мы в ЕС, НАТО и где угодно еще. Но спросите себя честно: вы в это действительно верите?

Кирилл Данилин. Последний шанс России

О чем: О том, как обустроить Россию и как обращаться с соотечественниками

Цитата: "Очевидно, есть два дискурса: один для простодушного населения РФ и старшего поколения русских. Другой — для Достойных Людей. Для одних — фальшивое "9 мая" и дешевый квасной патриотизм, а для других — стратегическая информация и роскошь подлинного знания о современном мироустройстве. Первые по наущению вторых борются с "тлетворным влиянием бездуховного Запада", а вторые давно обзавелись на этом Западе недвижимостью, учат в метрополии своих отпрысков, и хранят там деньги.

Игорь Ватолин. Он это сделал!

О чем: О том, что "кто не с нами, тот против нас"

Цитата: "Аргументированные дискуссии о преимуществах-недостатках того или иного пути: европейского или исконно русского, суверенно-имперского или общедемократического, — стали невозможны. Владимир Владимирович вменил свой выбор российской вертикали власти и попытался при помощи прокремлевских СМИ внедрить установку о его благотворности и неизбежности в сознание россиян и по всему зарубежью. Приходится выбирать-самоопределяться. С кем вы, мастера культуры? А также госслужащие и все обслуживающие эту самую вертикаль, в большей или меньшей степени зависящие от нее предприниматели, священнослужители и домохозяйки?

Константин Ранкс. В поисках латвийского "золота"

О чем: О том, как Евросоюз лишил Латвию полезных ископаемых

Цитата: "У нас удивительно безразлично относятся к нашим реальным природным богатствам. И не надо искать помощи в их освоении за океаном. Я имею ввиду залежи торфа, коими богата Латвия. Вот где настоящий клад, который мы, к сожалению используем очень слабо. Но надо признать — тут дело не только в нашей доморощенной неторопливости — всемудрый Евросоюз тоже помог нам остаться без этого полезного ресурса.

Игорь Маков. Максла-фактор латышской культуры

О чем: Переехавший в Ригу российский философ открывает для себя местные особенности.

Цитата: "Максла-фактор имеет большое значение. Он определяет мышление и поведение латыша. Кроме того, этот фактор имеет культурообразующее значение, иначе говоря, он влияет на окружающую его культуру и ее воспроизведение. Таким образом, максла-фактор влияет на культуру русских в Латвии, которые в силу этого уже перестают быть культурно русскими.

Гарри Гайлит. Русский феномен

О чем: Гарри Гайлит отказывается считать русских меньшинством.

Цитата: "Для осознания себя русским человеком важны вовсе не политические, а культурные ориентиры. Причем,- что важно,- не народные, этнические и уж ни в коем случае не узконациональные, а интеллектуальные. Ведь только благодаря интеллектуальному прорыву в культуре Россия в ХХ веке вышла в число ведущих стран мира. И гордиться нам надо не расписными русскими кокошниками, а теми достижениями культуры, науки и техники, которых русский человек тогда добился".

Юрий Алексеев. 10 лет одиночества

О чем: Игра в санкции делает Европу слабее, а Россию сильнее.

Цитата: "Парадокс: всего 30 лет назад Запад своими "санкциями" мог запросто свалить экономику великого Советского Союза, а теперь ничего не может поделать со скромной Россией, побитой всякими перестройками, либерализациями, бандитским капитализмом, тотальным разворовыванием и западной дебилизацией".

Гедрюс Друктейнис. Мы все — израильтяне

О чем: литовский журналист о том, почему Израиль важен для Западной цивилизации.

Цитата: "Эту моральную проблему можно решить еще проще — выбросив все документы в печку, и просто спросив себя, за что борется и что защищает Израиль? И сразу станет ясно, почему он всегда побеждает и будет побеждать. Потому что, как бы мы не посмотрели, Израиль всегда боролся за нас, и защищал то, что больше всего заботит нас".

Артемий Троицкий. Прибыл я на Родину

О чем: Артемий Троицкий о том, как изменилась атмосфера в России.

Цитата: "Что до "моральной" составляющей и бодрости духа… странное время. У одних ощущение трагичное, у других — полусонное, но у всех — тревожное; никто толком не понимает, что происходит, и чего ждать от ближайшего будущего. Никакой эйфории в воздухе определенно не витает; патриотический подъем заканчивается на диване у телеэкрана, и умирать точно никто не хочет. Ни за Путина, ни за свободу".

Вадим Авва. Путин все

О чем: Если не Путин, то кто?

Цитата: "Как и большинство из вас, я не знаком с Путиным. Но мне кажется, что ему тоже не нравится "путинская Россия". Я вижу, что он пытается сделать ее другой. А остальное зависит от граждан этой страны. Выберут они его, или другого. Я как русский, и как гражданин ЕС могу только помочь им в нормальном человеческом желании жить лучше. Быть русским, как и быть латышом, значит быть независимым. А с независимыми нужно договариваться. Это неудобно. Приказывать проще. Но с нами русскими, многие из которых евреи и белорусы, татары и чеченцы, приказывать не получится. Никогда не получалось. Иначе — война…"

Лато Лапса. Пара слов для будущего пушечного мяса

О чем: Об истерии и разрухе в умах.

Цитата: "Дурацкая "Новая волна" в этом смысле прекрасная лакмусовая бумажка. Она показывает, насколько далеко "самая светлая часть" нашего общества зашла в своей тупой ненависти. Они богатые! Они чужие! Они нас не уважают! Они нам противны! Они над нами смеются! Вон с нашей земли! Как-то так. Никто из них и не задумывается, что это ровно те же самые чувства, которые ощущал в 30-е годы к евреям такой нормальный средний немец.

Евгений Гомберг. Сдается страна с видом на море

О чем: О том, что России "нафиг не надо" захватывать Латвию

Цитата: "Коллеги, работающие в латышской среде, рассказывают, что многие латыши серьезно напуганы: Путин ввел войска в Украину, Латвия — следующая. Как бы их успокоить? Любому коммерсанту очевидно, что вводить войска, оккупировать страну — дорого, скандально, nedroši, if you know what I mean. А главное, зачем? Гораздо дешевле и проще — купить.

Александр Гильман. Глупое счастье пропагандиста

О чем: О "диванных войсках" интернет-фронтов.

Цитата: "Психологи это явление объясняют так: фанаты дают выход накопившейся агрессивности. Для определенного типа людей очень важно двигаться к цели — не столь важно, какой — в составе сплоченной команды единомышленников. Как сказал поэт: "Дураки обожают собираться в стаю…" Интернет-пропагандисты представляют собой тот же тип человечества. Они, разумеется, не прибегают к насилию, и объект их обожания куда величественнее, чем какой-нибудь "Спартак" или "Зенит". Защищают Родину-мать от нападок коварных врагов либо, наоборот, разоблачают гнусный российский империализм.

Евгений Гомберг. День сурка. После выборов

О чем: о том, почему в Латвии ничего не меняется.

Цитата: "На обиды, нанесенные кем-то много лет назад, мы тратим в отчуждении наши жизни сегодня. Наши жизни. Для восточных людей ясно, обиду можно смыть только местью. Но ведь желания отомстить ни у кого нет. Да и кому мстить, потомкам? Есть красивое латинское слово Magnanimity. Magnа — великая, anima — душа. Великодушие — искусство прощать взаимные обиды. Не забывать, а прощать. Великая нация должна быть великодушной. Может ли Латвия научиться быть великой? Или только мелочной и злобной?"

Бонус

Ниже - несколько самых резонансных материалов интернет-журнала "Спектр".

Валерий Панюшкин. Раздел имущества

О чем: О русском мире, который на самом деле существует.

Цитата: "Если бы материальное наследие русского мира, культурное наследие русского мира и воспоминания о русском мире делили бы люди образованные, войны, полагаю, удалось бы избежать. Но все это с обеих сторон делят люди темные, люди, у которых кулак является органом более важным, чем мозги.

Вячеслав Варванин. О дивный новый мир

О чем: О том, почему и как лгут современные СМИ.

Цитата: "Для тех, кто наблюдал за онлайн-СМИ на протяжении последних 12-15 лет, эволюция читательского восприятия очень хорошо видна. Когда-то это была очень взыскательная, придирчивая аудитория, зачастую знавшая о предмете больше, чем авторы. В какой момент произошло качественное изменение - сказать трудно, но заметно оно стало после массового распространения соцсетей. Тут мы уже увидели своего читателя как на ладони, и это оказался совсем другой человек".

Людмила Петрановская. Что это с ними

О чем: О том, почему украинцы - фашисты, а все, что показывают по ТВ - правда.

Цитата: "Людям сложно поверить, что им намеренно и нагло врут прямо в глаза, даже не таясь и не стыдясь разоблачений. Есть основной закон общения - кооперативность, мы исходим в коммуникации из того, что собеседник коммуникативно добросовестен. Да, мы не наивные дети, и понимаем, что люди частенько привирают, но у лжи тоже есть свои правила: ее надо стараться сделать похожей на правду, ее, как минимум, надо стыдиться, если она вскроется. К полной отмене кооперативности люди не готовы. Никто не ждет, что ему будут с эмоциональным накалом гнать ложь, выдумывая ее по ходу. Особенно когда речь идет об официальных форматах: договорах с печатями и подписями, высказываниях официальных лиц, вещании государственных СМИ. В свое время на этом немало нагрелись различные «МММ» и хопер-инвесты, потом всяческие «магазины на диване» и конторы типа «деньги наличными быстро».

Марина Ахмедова. Шахтеры и казаки

О чем: Писатель Марина Ахмедова рассказывает о войне в Донбассе.

Цитата: "- Ты же вчера совсем другое говорил, - произносит зам в трубку, бледнея сильней. – Ты же вчера обещал, что деньги будут… Я сейчас на площади, тут твои люди, и они собираются меня убивать…

- Колено точно прострелим, - говорит Андрей.

- Простреливать колено – это насилие, - произношу я, стоя рядом с ним.

- Ну а как? – отвечает он. – Как в этой ситуации поступить? Вот они пришли к нам, каждого ждет дома голодная семья. Почему мы не можем прострелить ему колено?

Людмила Петрановская. Кассандра 2.0. После стабильности

О чем: О том, к чему пришла Россия к концу года - и почему это было неизбежно.

Цитата: "Ну да, в очередной раз ободрали. А почему нет, дорогие мои? С чего бы это нас не обдирать, если Сечину надо, Кадырову надо, банкам надо, силовикам надо, на войну надо, на понты надо? К чему - еще классик интересовался - стадам дары свободы? Их должно резать или стричь. И спасибо, что пока - не резать. Ну, разве только выборочно, кому уж очень не повезло".

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!