Foto: LETA
Националисты могут расслабиться. Никакой угрозы латышской идентичности со стороны латвийских русских им не светит. Исчезновение грозит самой русскоязычной общине. Причем это может случится довольно скоро и об этом свидетельствуют упрямые цифры.

Сохранится ли русскоязычная община в Латвии? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, надо без самообмана, но и без паники посмотреть на сложившиеся тенденции. В первую очередь необходимо определить то ДАНО, которое мы имеем на сегодняшний день и подготовиться к изменениям, которые нас ожидают в будущем. Здесь есть ряд очень тревожных тенденций.

Сколько нас?

На сегодняшний день в Латвии проживает примерно 800 тысяч нелатышей.
По данным прошлогодней переписи пропорция латыши- нелатыши примерно составляет 60% на 40%. Примерно такая же пропорция латвийцев, у которых родной латышский или русский язык.

Подавляющее большинство представителей нацменьшинств – русскоязычные. Правда, есть латыши, у которых родной язык – русский, но их число сопоставимо с количеством представителей нацменьшинств, которые в семье общаются на латышском.

Однако это только статика, которая полной картины не дает. Необходимо оценить ситуацию в динамике. Насколько быстро русскоязычная община сокращается? Динамика последних двадцати лет дает тревожную картину для русскоязычной общины.

Возьмем три контрольных года 1989, 2000 и 2012-й. Количество представителей нацменьшинств падает с огромной скоростью:
1280 тыс.→ 1007 тыс.→ 807 тыс. → ...

Если тенденция последних двадцати лет сохранится, то за ближайшие тридцать лет количество русскоязычных может сократиться почти вдвое по сравнению сегодняшним днем.

Для сравнения, число латышей сокращается гораздо медленнее:
1388 тыс.→1370 тыс.→1235 тыс.

То есть представителей нацменьшинств за последние десять лет стало меньше примерно на 20 процентов, а латышей - на 10 процентов.
Вывод: русскоязычное население Латвии сокращается гораздо быстрее, чем латыши.

Если сокращение продолжится такими же темпами, как в последние десять лет, то даже заядлые оптимисты будут вынуждены признать, что будущее русскоязычной общины в Латвии под угрозой.

За счет чего исчезаем?

Здесь тройка главных факторов - рождаемость, смертность и эмиграция.
Смертность в стране уже долгие годы превышает рождаемость, но показатели среди латышей и русских разнятся.

Так, в результате превышения смертности над рождаемостью, начиная с 2000 года латвийские нацменьшинства потеряли 85 тысяч человек, а латыши – примерно 43 тысячи. Например, в прошлом году: у латышей было – минус 3000, у нацменьшинств – минус 6715. То есть, естественная убыль русскоязычных жителей Латвии в два раза выше чем у латышей.

Это обусловлено двумя причинами:

У нацменьшинств значительно ниже рождаемость. Например, среди младенцев, родившихся в прошлом году, следующая пропорция: примерно 68% латышей на 32% нацменьшинств при том, что сейчас общий национальный состав примерно 60 на 40.

У русских более возрастной состав, а, следовательно, и более высокая смертность. Из данных переписи можно высчитать, что средний возраст жителей Латвии, для которых родным является латышский - примерно 39 лет, а средний возраст русскоязычных латвийцев - 46 лет.

Вывод: общее естественное сокращение населения Латвии происходит в основном за счет нацменьшинств, у них ниже рождаемость и выше смертность.

Третий фактор - эмиграция. За счет нее образовалась разница в составе населения, которую выявила перепись населения. Можно подсчитать, что за десять лет Латвию покинули примерно 90 тысяч латышей и около 115 тысяч нелатышей. То есть из-за эмиграции русскоязычная община в количественно и процентуальном отношении теряет больше, чем латыши.

О будущем

В ближайшие десятилетия смертность продолжит превышать рождаемость. Здесь никакого изменения тенденций ждать не приходится. Например, по результатам переписи число людей, для которых русский язык - родной в возрасте от 70 до 74 лет – 42 тысячи человек, а у поколения 15-19 лет всего 30 тысяч. Как видим, естественное сокращение общины неизбежно.
Вопрос в том, сможет ли молодое поколение латвийских русских родить столько детей, чтобы численно воспроизвести хотя бы себя. Ведь только в этом случае возможно стабилизировать численность общины на новом уровне, а не продолжать спуск с крутой горки.

К сожалению, уже двадцать лет остановить этот спуск пока не удается ни русским, ни латышам. Однако для русскоязычной общины это имеет более быстрые и видимые последствия.

Если ли выход?

Сокращение численности общины продолжится, но скорость этого сокращения зависит от ряда обстоятельств. Повышение рождаемости до уровня, близкого к воспроизводству, возможно, но не гарантировано. Оно может иметь место в случае долгосрочного экономического роста, серьезной государственной поддержки семей с детьми и изменений жизненных приоритетов общества.

Необходимый фактор для выживания общины – это уменьшение эмиграции. Ее нынешний уровень чрезвычайно опасен для общины. Уезжают в основном молодые люди и забирают с собой детей. Это напрямую связано с экономической ситуацией, уверенностью в завтрашнем дне, возможностью получить хорошее образование и работу и тем, что будет происходить в национальной политике.

Несколько снизить темп сокращения числа русскоязычных жителей Латвии может приезд иммигрантов из стран бывшего СССР. Однако их количество также будет зависеть от экономической ситуации в Латвии и в тех странах, из которых люди могут к нам приехать.

Ничего особо радостного ни цифры, ни прогнозы не дают. Как видим, демографическая катастрофа не у латышей, а у русскоязычной общины. С этим ДАНО придется считаться в ближайшим будущем.

Чтобы выжить, русскоязычной общине Латвии нужен свой план выживания и развития. Некоторые тенденции изменить нельзя. Но есть направления, на которые можно повлиять, если у самих латвийских русских есть осознание проблемы и воля что-то изменить.

В самом количественном сокращении трагедии нет, если суметь за эти годы повысить качество общины. Это качество включает в себя осознание общих ценностей, укрепление солидарности, повышение уровня образования, экономической и политической влиятельности общины и многих других факторов. А это уже зависит от самих латвийских русских.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!