Foto: Shutterstock
Результаты проведенного Рижской высшей школой экономики (SSE Riga) исследования "Индекс теневой экономики в странах Балтии", которые были опубликованы 16 мая этого года, свидетельствуют о том, что несмотря на рост экономики в 2017 году, объем теневой экономики в Латвии в прошлом году также увеличился. В 2017 году ее объемы в Латвии составляли 22% от валового внутреннего продукта (ВВП), а в Литве и Эстонии — 18,2%. К тому же, до сих пор в индекс теневой экономики никогда не включали нелегальную торговлю и контрабанду, поэтому можно считать, что в действительности этот показатель еще выше.

За год объемы теневой экономики увеличились во всех трех странах Балтии: в Латвии – на 1,3%, в Эстонии — на 2,8%, а в Литве — на 1,7% от ВВП.

Автор индекса, ассоциированный профессор SSE Арнис Саука, подчеркивает: ''Хотя ВВП по сравнению с 2016 годом увеличился на 4,5%, а прирост поступлений (налогов) в общий бюджет, администрируемый Службой государственных доходов, составил 7,7%, теневая экономика в Латвии увеличивается. Рост ее, а не сокращение в условиях, когда наблюдается экономический рост и увеличиваются общие налоговые поступления, это тревожный знак".

Член правления общества "Business Against Shadow Economy" (BASE) Юрис Стинка отметил, что в исследовании не рассматривалась такая тема как нелегальная торговля, например, нелегальная торговля товарами и контрабанда, и это поле для дальнейших исследований. "В сфере нелегальной торговли табачными изделиями регулярные исследования проводят компании Nielsen и KPMG, однако на самом деле объемы нелегальной торговли алкоголем и горючим подсчитать нельзя — мы можем лишь полагаться на статистику СГД и оценку, которую дают сами отрасли. Новейшее исследование Nielsen, проведенное в конце прошлого года, показывает, что из потребленных в Латвии сигарет 24,2% — это те, за которые здесь не платятся налоги, и по этим показателям мы по-прежнему лидируем в ЕС. Если бы эти сферы были учтены в общем исследовании, думается, что объем теневой экономики в Латвии был бы еще больше", — подчеркнул Ю. Стинка.

В общем объеме теневой экономики наибольшая доля в странах Балтии приходится на зарплату "в конвертах", в частности, в Латвии это 45,5% от общего объема теневой экономики, а в Эстонии и Литве — соответственно 55% и 41,7%. Часть средней зарплаты, которую предприниматели утаивают от государства, в 2017 году была почти одинакова в Латвии и Эстонии (соответственно 20,9% и 18,1%), и немного меньше в Литве (15,2%). В то же время именно утаиваемые доходы, составляющие в Латвии примерно 37,2% от всей теневой экономики, — это компонент, который по-прежнему определяет наибольшую разницу между странами Балтии. В частности, хотя в Латвии доля доходов, которую предприниматели утаивают от государства, уменьшилась в среднем на 17,1% по сравнению с 18,5% годом ранее, она по-прежнему выше, чем в Эстонии (9,7%) и Литве (12,8%).

Исследователь теневой экономики А. Саука считает, что у роста экономики в Латвии есть несколько объяснений. Как одну из главных причин автор упоминает вероятность того, что экономика в стране растет быстрее и общий объем экономики больше, чем показывает статистика. ''В такой ситуации объем теневой экономики может увеличиваться, даже если растут общие налоговые поступления", — считает А. Саука. Вторая причина, которую упоминает эксперт по теневой экономике, это проблемы, связанные с работой контрольных механизмов и отношением предпринимателей к уплате налогов.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что Литва по-прежнему выделяется самим высоким уровнем взяточничества среди стран Балтии, особенно это касается государственных заказов. Согласно результатам исследования, в 2017 году литовские компании платили в среднем 10,1% от сумм договора, чтобы обеспечить получение государственного заказа. В Латвии и Эстонии эти показатели составляли 5,1% и 3,9%, соответственно

Исследование "Индекс теневой экономики в странах Балтии" проводится Рижской высшей школой экономики раз в год, с использованием результатов опросов, проводимых среди предпринимателей в странах Балтии. Авторы исследования — директор Центра устойчивого бизнеса SSE Riga Арнис Саука и профессор SSE Riga Талис Путниньш. Для определения доли теневой экономики в процентах от ВВП в индекс включаются расчеты о доходах от предпринимательской деятельности, не указанных предпринимателями, о незарегистрированных или утаиваемых работниках, а также неуказанных зарплатах "в конвертах". В новом исследовании главное внимание уделяется расчетам объемов теневой экономики в 2017 году и ее тенденциям в 2009-2017 годах.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!