Foto: Publicitātes foto
Одной из самых болезненных проблем латвийского здравоохранения является постоянно нарастающая нехватка высококвалифицированных специалистов. Как частные предприятия могут помочь государству в образовании молодых медиков? Что об этом думают будущие врачи?

"Понятно, что мы живем в современном обществе с открытыми границами и рынком труда. Однако и на государственном уровне для этой проблемы нужно найти цивилизованное и приемлемое для всех решение, добившись того, чтобы большая часть молодых медиков оставалась работать в Латвии. Латвия не так богата, чтобы за свои деньги готовить специалистов для всего мира. Свои интересы надо защищать", — высказывает свое мнение, основанное на опыте предприятия и коллег, директор поликлиники Объединения оздоровительных центров (VCA) Aura Анита Каменщикова.

Что надо было бы улучшить в процессе подготовки молодых медиков?

Одной из проблем является недостаточное количество финансируемых государством мест для резидентов в целом и по отдельным специальностям. Чтобы новый врач мог работать самостоятельно и полноценно, шесть лет должны быть посвящены основам медицины, получению общих профессиональных знаний, а затем еще несколько лет надо учиться в резидентуре, чтобы получить специализацию. К сожалению, количество мест резидентуры, финансируемое из государственного бюджета, в последние годы значительно меньше, чем количество мест для основного обучения. Возникает ситуация, что части будущих специалистов в течение шести лет государство оплатило учебу и студенты усердно учились. А в отношении резидентуры, или заключительного этапа, когда учиться осталось совсем немного, государство вдруг говорит: все, достаточно, теперь справляйтесь сами.

Каковы альтернативы?

Альтернатива — учиться в резидентуре за свои деньги. Учеба не дешевая — от 3000 до 5000 евро в год. Если надо учиться три или, может быть, шесть лет, чтобы получить несколько специализаций, необходима значительная сумма. Редко у кого из молодых людей есть такие большие деньги. Даже если удается параллельно учебе работать и что-то зарабатывать, есть еще и бытовые расходы.

Какие есть варианты? Взять кредит на учебу в банке, занять деньги у родственников, искать спонсоров, которые готовы учебу оплатить. Последний вариант может быть самым привлекательным, так как тогда деньги, в отличие от занятых, не придется возвращать.

У спонсоров свои интересы…

Есть большая вероятность, что интересы совпадают. Финансисты заинтересованы в том, чтобы найти хорошего и перспективного молодого специалиста. Молодой специалист, в свою очередь, заинтересован найти хорошую работу на перспективном предприятии здравоохранения.

VCA объединяет 15 оздоровительных центров и клиник. Многие считают его одним из самых привлекательных работодателей в отрасли. Не только благодаря зарплате и разным бонусам. Еще и потому, что VCA предлагает своим работникам работать с самой современной медицинской аппаратурой, в упорядоченной среде, оплачивает командировки и помогает дальше учиться. Однако и тогда высококвалифицированных специалистов найти год от года становится все труднее.

VCA решение нашло

Решение найдено — привлекать молодых специалистов еще во время учебного процесса, оплачивая обучение молодых специалистов в резидентуре или выплачивая учебные стипендии. После окончания учебы или уже во время учебы эти люди пополняют полк работников VCA.

Такое решение является взаимовыгодным, причем, оплачивая обучение части резидентов, в каком-то смысле мы помогли и государству, которое получит нового талантливого специалиста. Средства государственного бюджета, вложенные в образование этих людей, не будут потрачены напрасно. Для молодых медиков договор с VCA заключается на пять лет, причем половину рабочего времени они смогут работать и в других местах — в государственных клиниках.

VCA финансирует учебу 21 будущему медику

На данный момент 21 будущему медику VCA оплачивает резидентуру или платит стипендию. Программу поддержки обучения в резидентуре мы начали только в 2017 году. Сейчас у нас хорошее сотрудничество с Рижским университетом Страдиньша и Латвийским университетом. Надеемся, что резиденты этого и последующих лет уже в ближайшее время успешно пополнят коллектив из более 1300 медиков в Объединении оздоровительных центров. Сотрудничество с высшими учебными заведениями мы расширяем и будем также клинической базой Рижского университета Страдиньша в амбулаторной медицине, будучи, таким образом, еще более близкими и доступными для среды новых врачей.


Ирина Пупкевич — интернист, учится на кардиолога и читает лекции

То, что многие шесть лет учатся и остаются только с дипломом, конечно, неправильно. Бюджетных мест в резидентуре должно быть больше, особенно потому, что медиков в стране не хватает, к тому же ситуация год от года ухудшается. Благодаря усердной работе на протяжении нескольких лет в одной трехлетней резидентуре (на интерниста) я училась за счет средств государственного бюджета. Теперь еще столько же надо учиться на кардиолога, и на этот раз учебу мне оплачивает VCA.

Я сама читаю лекции молодым студентам и работаю на нескольких рабочих местах. Чувствую удовлетворение от того, что VCA высоко оценило мою профессиональную деятельность. Думаю, что VCA, финансируя учебу резидентов, выбрало очень успешную стратегию привлечения молодых специалистов.

Паулс Стилс будет детским кардиологом

Планирование обучения в резидентуре на государственном уровне могло бы быть лучше — есть специальности, желающих обучаться которым гораздо больше, чем мест обучения, в свою очередь, в других ровно наоборот. Например, регулярно не заполняются места в студиях резидентуры врачей неотложной помощи. Понятно желание подготовить как можно больше специалистов этой области, потому что существует хроническая нехватка работников. К сожалению, многие начавшие учебу ее не заканчивают, потому что работа тяжелая и наблюдается "выгорание" у резидентов, а впоследствии и у специализированных врачей. Требование возврата затраченных средств было бы нежелательными санкциями. Существует, на мой взгляд, более эффективное решение — предоставить этим резидентам поддержку и стимул окончить обучение. Поэтому можно приветствовать то, что VCA разворачивает дальновидную политику по персоналу, привлекая новых специалистов еще в процессе их обучения.

Мою учебу в резидентуре оплачивают из государственного бюджета, в свою очередь, от VCA я получаю учебную стипендию. Соглашение определяет, что пять лет мне как минимум на полставки нужно будет работать в VCA. Это долговременные обязательства, но в то же время VCA является одним из лучших работодателей отрасли. Приятно, что они меня заметили, оценили и поддерживают.

Будущий отоларинголог Александра Боровик

Серьезной проблемой является также то, что очень ограничено количество оплачиваемых из государственного бюджета мест резидентуры в некоторых специальностях, где также наблюдается нехватка специалистов. Поэтому хорошо, что есть частные предприятия вроде VCA, которые будущим врачам могут оплачивать обучение или оказывать финансовую поддержку во время обучения.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!