БЫТЬ БИЗНЕСМЕНОМ И БЛАГОВТОРИТЕЛЕМ:
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
В ЛАТВИИ

ШАГ В БУДУЩЕЕ
БЫТЬ БИЗНЕСМЕНОМ И БЛАГОВТОРИТЕЛЕМ:
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
В ЛАТВИИ
ШАГ в БУДУЩЕЕ

Фото: Shutterstock
Работать, создавая добавленную стоимость, и работать устойчиво – это два фактора, которые характеризуют социальное предпринимательство и которые превращают проделанное в своего рода миссию. Как развивается социальное предпринимательство в Латвии, в каких отраслях существует, какой вклад делает в общество и как оно могло бы помочь в создании лучшего общества в будущем?
Цель социального предпринимательства – создать общую, социальную пользу для общества. Социальные предприниматели – это те, кто, увидев некую проблему, не ждут помощи со стороны, а действуют сами. Чаще всего причиной и движущей силой для начала социального предпринимательства становятся проблемы, которые люди пережили сами, или проблемы, которые наиболее заметны в обществе. Таким образом, с помощью бизнес-инструментов можно решать различные социальные вызовы, существующие в обществе. Этих людей зачастую характеризует горящее сердце и призвание делать этот мир лучше, создавая продукты и услуги, которые помогают другим и позитивно влияют на общество в целом.

В Латвии социальные предприятия чаще всего успешно себя показывают в решении проблем, связанных с трудоустройством людей из группы риска социальной отчужденности, доступностью и качеством социальных услуг, доступностью и качеством образования, созданием общины и гражданского общества, защитой окружающей среды и природы, уменьшением бедности и социальной изоляции и др. Сейчас в Латвии активно работают 198 социальных предприятий, которым латвийское Министерство благосостояния присвоило статус социального предприятия, однако по сути таких компаний и организаций у нас в стране гораздо больше. "Социальное предпринимательство – это бизнес, в его основе должен быть устойчивый процесс, этот бизнес должен обеспечивать себя финансово, но, конечно, не только обеспечивать себя, но и создавать социальную пользу, которая может быть очень разнообразной", – поясняет директор Латвийской ассоциации социального предпринимательства Регита Зейля.

В конце 2021 года Латвийская ассоциация социального предпринимательства провела опрос, в результате которого выяснилось, что 88% опрошенных считают, что социальное предпринимательство делает существенный вклад в решение социальных проблем в государстве. Учитывая, что социальных проблем во время пандемии и геополитических событий становится больше и они становятся все более сложными, прогнозируется, что социальное предпринимательство займет более значимую роль в народном хозяйстве. Каждому нужно будет приложить руку, чтобы улучшить жизненное пространство и его качество для окружающих и для себя. Зейля отмечает, что ассоциация плотно сотрудничает с социальными предпринимателями, организует обучение, проводит конкурсы на лучшие идеи для новых социальных предпринимателей, а также программы по развитию для уже существующих.
Фото: Unsplash
Устойчивость и социальная интеграция
Устойчивость и социальная интеграция

Одним из основных условий социального бизнеса является устойчивость, которая проявляется в различных формах. "Если мы говорим об устойчивости как о различных "зеленых" инициативах и бережном отношении к окружающей среде, то и эти темы могут решаться в рамках социального предпринимательства. Вопросам окружающей среды свою деятельность посвятило небольшое количество социальных предприятий – примерно 4% из 198 предприятий. В качестве успешных примеров стоит упомянуть благотворительные магазины Otrā elpa, Hopen и Tuvu, которые обеспечивают вторичное введение товаров в продажу и экономику замкнутого цикла", – отмечает Зейля.

Зачастую складывается мнение, что подобные магазины функционируют как благотворительные организации, но это совсем не так. Это реальное предпринимательство со сравнительно большим оборотом – магазины продают товары и полученную прибыль направляют на разные социальные проекты – в отличие от традиционного бизнеса, когда прибыль попадает в кошелек владельца. Вместе с тем нужно подчеркнуть, что направление прибыли предприятия на социальные нужды не означает, что социальный предприниматель не платит зарплату себе или сотрудникам.

Еще один способ, как социальное предпринимательство реализует устойчивость, это работа с уже существующими материалами, которые можно переработать. Например, социальная компания Swimbe в Валмиере создает персонализированные купальники из ткани, сделанные из переработанного пластика. Есть также социальные предприятия, которые популяризируют зеленый образ жизни, помогая обществу стать более устойчивым, а также помогая компаниям создавать экологические стратегии. Таковой является, например, социальный компания Rucka.

О том, насколько велика роль социального предпринимательства в интеграции наименее защищенных социальных групп, Зейля отвечает, что она существенна, поскольку зачастую социальные предприятия – это именно те, кто обеспечивает полноценную интеграцию этих людей от A до Я. "Здесь, безусловно, нужно упомянуть социальное предприятие Visi var, которое "выросло" из общества Cerību spārni и работает в Сигулде с людьми с инвалидностью и психическими расстройствами. Они организовали полный цикл вовлечения – тут есть и мастерская, и дневной центр, и продажа рукоделия. В их деятельности тоже реализуется аспект устойчивости – предприятие продает коврики из переработанной ткани. Компания ярко отражает способности этих людей, показывая, что они способны быть участниками рынка труда. Если созданы соответствующие условия, есть соответствующее время работы и соответствующие обязанности, то работать может действительно каждый", – объясняет Зейля.
Социальное предпринимательство можно охарактеризовать как своего рода миссию, потому что нужно быть на 100% бизнесменом и на 100% благотворителем – как мать Тереза. Надеюсь, что социальное предпринимательство в Латвии будет продолжать расти и улучшаться в качестве и смысле, а социальные предприниматели будут продолжать своими делами подтверждать, что у этой сферы есть место в нашей жизни и экономике, что она делает значительный вклад не только в социальную, но и устойчивую политику.
Регита Зейля, директор Латвийской ассоциации социального предпринимательства
Интеграция труда и поддержка украинцев
Социальное предприятие Sonido – это колл-центр, в котором в коммерческих проектах, и в социальном проекте "Поговорим" работает 21 человек, у 12 из которых – инвалидность. По словам учредительницы и руководительницы предприятия Инги Муйжниеце, в этом году им нужно было принять на работу глухонемую женщину, потому что Sonido хочет развивать канал связи для глухонемых.

Она отмечает, что компании заинтересованы нанимать людей с инвалидностью гораздо больше, чем можно было бы подумать, но в основном все сталкиваются с одной и той же проблемой – людям с инвалидностью, которые могут работать, не хватает знаний и навыков, которые необходимы для соответствующей должности.

"Поэтому я приняла участие в проекте Ligero, где мы думаем о том, как сводить людей с ограниченными возможностями, особенно молодых людей с инвалидностью, с работодателями. Это происходит в нетрадиционной форме – компании показывают "истинное лицо" своей профессии, позволяя людям самим попробовать конкретные должностные обязанности", – рассказывает социальная предпринимательница.

В настоящее время в колл-центре ведется активная работа над единым информационным телефоном "Помощь украинцам в Латвии". Справочный телефон работает в сотрудничестве с Фондом общественной интеграции, который обеспечивает информационную базу, в свою очередь Sonido обеспечивает техническое решение и трудовые ресурсы. В справочном телефоне работают как работники Sonido, так и волонтеры, среди которых есть и украинцы.
Для детей с трудностями в обучении
Пресс-фото
Социальная компания Barboleta была создана в 2016 году, через год после того, как ее основательница и руководительница, клинический психолог и специальный педагог Байба Бломниеце-Юране вместе со своим отцом создала уникальные и инновационные деревянные платформы для удержания равновесия. Цель продукта – помочь детям с трудностями в обучении. В настоящее время у социального предприятия есть три структурных подразделения в Елгаве: детский сад, центр развития и платформы для равновесия.

"Изначально целевой аудиторией были дети с трудностями в обучении, которым трудно концентрировать внимание, сложно освоить язык или математику. Со временем этот метод оброс различными возможностями, и теперь его используют для детей, у которых нет трудностей в обучении, например, в кабинете психолога, для формирования контакта и изучения различных эмоций. Платформы для равновесия, например, очень хорошо провоцирует гнев, в результате чего ребенок учится самообладанию. В кабинете, как правило, очень трудно говорить об эмоциях, если их на данный момент нет, поэтому благодаря платформе для равновесия мы создаем реальное сотрудничество. Гораздо легче установить контакт с ребенком, поговорить о проблемах и трудностях, если это происходит через активную работу", – рассказывает Бломниеце-Юране.

Метод Barboleta и платформы для равновесия уже известны и заграницей – в Литве платформы для равновесия интегрируются для работы в школьных классах, в Италии они помогают интегрировать детей с различными нарушениями развития в обычную школу. В Англии их используют в латышской школе, а в Турции с помощью платформ для равновесия изучают английский язык. Социальная компания Barboleta также обучает специалистов – совсем скоро экзамен по освоению метода Barboleta сдаст логопед из Ирландии.
Психические расстройства – не помеха творить
Социальное предприятие 4 vēji в Калнциемсе является партнером многофункционального центра социальных услуг LAIPA, созданного Елгавским самоуправлением. В центре живут 16 взрослых человек с психическими и душевными расстройствами. Компания трудоустраивает этих людей на заводе и в специализированной мастерской.

"Самые способные из наших клиентов (а это целых шесть человек!) работают на наемной работе на фабрике картона, где производят заполнители пустот, а также картонные коробки для самого разного применения. В свою очередь, в специализированной мастерской работают те люди, которые в силу своих специфических особенностей не могут работать на заводе.

В мастерской мы готовим мыло, помогаем предпринимателям готовить заполнители пустот – специально измельченную бумагу. Рабочий процесс происходит очень творчески – ребята измельчают мыльную массу, а девочки помогают делать заготовки (лепестки роз, измельченные сухие цветы), формы, а затем уже происходит сам процесс литья мыла, за которым слежу я сама. После затвердения массы снова происходит совместная работа – упаковка, создание этикеток, визуальное оформление – это все находится в ведении клиентов центра. Работы клиентов можно увидеть на странице социальной компании 4 vēji в Facebook и на сайте", – рассказывает руководительница многофункционального центра социальных услуг LAIPA Гита Айзпуре.

Продукция, произведенная на фабрике картона, – картонные коробки и заполнители пустот – попадает к самым разным предприятиям в Латвии. Один из самых ярких примеров – производитель натуральной косметики Madara, который упаковывает свою продукцию в упаковку с добавленной стоимостью, потому что ее изготавливают люди с умственной отсталостью.
Пресс-фото
Разные направления социального бизнеса служат инструментом для сближения и сплочения общества, доказывая, что каждый может быть полноценным участником общества и рынка труда. Лишь инклюзивное и открытое общество – это устойчивое общество, которое ищет и находит возможности, как всем вместе достичь большой цели – изменить общественное мышление и сделать краткосрочные привычки долгосрочными.