До анонсированного Латвийской федерацией футбола события остался год с небольшим, а говорят о нем в ЛФФ уже несколько лет. На сегодняшний день можно констатировать следующее: только-только утвержден технический проект, по-прежнему остаются неясности с финансированием, ну и как следствие — строительные работы пока не начаты.
Наибольшая неясность по деньгам. В прошлом году ЛФФ заключила договор со строительной компанией Arčers, ставшей таким образом генеральным подрядчиком проекта, реализация которого должна вместится в 13,5 млн.евро. Правда, в бюджете ЛФФ расходы на возведение "Дома футбола" запланирована более широкая рамка — от 12,204 млн. до 14,916 млн.евро.
Как было известно ранее, на строительство нового стадиона в Риге пойдут деньги из различных программ помощи от Союза европейских футбольных ассоциаций (УЕФА). В целом, оттуда должно поступить 8,5 млн. евро, но для окончательного покрытия сметы требуется еще 5 миллионов евро.
По словам исполнительного директора ЛФФ Пукинскиса, Arčers готов к минимальной прибыли, но заинтересован, чтобы реализовать этот проект до конца. "Именно поэтому в Arčers не скрывают, что готовы "пойти на помощь" в финансовом плане, если таковые возникнут, чтобы уже потом ЛФФ смогла рассчитаться с компанией", — утверждает Пукинскис, добавляя, что Arčers готов покрыть до 1,5 миллионов евро из тех пяти, повисших в воздухе, которые еще требуется найти ЛФФ. Федерация же вернет эти деньги из бюджета на следующий год. Но остаются еще 3,5 миллиона.
Большая ясность с финансами должна наступить в феврале, когда правление ЛФФ рассмотрит финансовые модели рабочей группы по строительству объекта. Только после утверждения модели будет дан "зеленый свет" началу строительных работ.
Пока же старые сооружения стадиона "ЛУ" сносить не торопятся. Одна из причин — в январе было слишком холодно, чтобы начинать работы. Тем не менее руководство ЛФФ уверенно, что в утвержденные к концу мая будущего года сроки все должны уложиться.
Член комитета по развитию инфраструктуры ЛФФ Гунтарс Индриксон отмечает, что технический проект возведения стадиона был подготовлен только к концу декабря 2015-го. Тогда же было получено разрешение на строительство.
С 2012 года, когда был объявлен первый конкурс на строительство новой футбольной арены на Кр.Барона, изменилось многое. От цвета конструкций стадиона до самой площади выполняемых работ. Так, поначалу речь шла о 4 610 кв.м, теперь она выросла почти в 2,5 раза — до 11 190 кв.м. И если поначалу планировалось строить стадион третьей категории УЕФА, то теперь речь идет об арене четвертого поколения (более высокой). То есть, с прицелом на будущее. Отсюда и рост расходов, которые закладываются в смету.
Например, в дополнении к новому техническому проекту трибуны будут находятся на уровне второго этажа, а поначалу были на земле. Кроме того, не одним стадионом едины. На территории планируется создание футбольного музея, офисных помещений для нужд ЛФФ, задуман комплекс питания, магазин атрибутики для фанов и другие, связанные с футболом вещи. Опять же решено улучшить раздевалки, складские помещения, увеличить медиа-холл. Все это делается, чтобы стадион действительно отвечал самым высоким требованиям, а не минимальным.
Со стороны улицы Чака на стадионе сейчас находится тир, который использует полиция и другие охранные структуры. Поначалу тир не планировался на территории нового стадиона, а теперь включен в новый проект. Такая возможность появилась, так как остались свободные места под трибунами, которые во всем мире часто используют под стрельбище. В общем, такая возможность предусмотрена, но обсуждать этот вопрос ЛФФ еще предстоит с заинтересованными федерациями.
На новом стадионе будет искусственное покрытие. Конечно, хотелось бы натуральное, но мода и время диктуют свои правила. Конечно, футбольные специалисты недоумевают, почему национальная сборная должна играть на искусственном газоне, а капитан сборной Латвии Каспар Горкш в своем "Твиттере" называет его прямо — "пластмассовым ковром".
"Трава — это всегда самое лучшее, что может быть для игры в футбол. Синтетика выбирается с рациональной точки зрения, чтобы стадион после строительства использовался максимально. Понятно, что сцепление с травой одно и совсем другое на синтетике. На сегодня, исходя из своих средств, строим и думаем, как хозяйственники. Надо понимать, что национальная сборная играет в году всего 3-5 матчей, а мы заинтересованы в большем использовании нового стадиона, — говорит Пукинскис. — Это будет футбольный дом и место, где на 100 процентов будет только футбол. Возможно, для домашнего места не совсем годится искусственная трава, но в остальном арена будет максимально комфортабельной".
Пукинскис также поясняет, что надо учитывать разницу в расходах между зеленым покрытием газона и искусственным полем. В условиях Латвии легче содержать искусственное, затраты на которое в год составят 30 тысяч евро, и менять его надо через пять лет. При этом каждый гол такое покрытие проходит повторную сертификацию, поэтому о некачественном газоне не может быть и речи.
Появилось и новое изменение в проекте, связанное с обогревом поля. Это не прихоть ЛФФ, а требование УЕФА. Связано оно с тем, чтобы при свойственных нашему климату температурных перепадах погодные условия не влияли на ход игры.
"Поначалу не думали об этом, так как в реальности обогрев будет применяться редко. Но после проведенных подсчетов поняли, что дешевле сейчас установить подогрев и быть готовым к погодным катаклизмам. Потому как в случае чего расходы на обслуживание стадиона значительно бы выросли", — говорит Пукинскис.
Хотя по-прежнему большая часть риска в реализации этого проекта остается с неясностью в финансировании, его руководители уверены, что все получится.
"Да, затраты растут, но, подтверждая финансовую модель, мы сами должны быть уверены, что можем реализовать проект от начала и до конца. Когда на 100% будем уверены по финансированию, тогда начнем реализацию. Никто не станет что-то копать или делать, пока не будет 100-процентного финансирования", — объясняет Пукинскис.
Индриксон добавляет: "Отступать уже некуда. Все надо делать до конца. Рассказы о том, что ничего не удается и ничего не получается — не идут на пользу. Решение по строительству стадиона не принимает один человек, это делают сообща многие люди и обсуждают еще это с УЕФА и ФИФА".