Fоtо: RIA Novosti/Scanpix
9 ноября исполняется 80 лет со дня рождения легендарного латвийского гроссмейстера, восьмого чемпиона мира по шахматам Михаила Таля. Delfi собрал самые интересные и значимые вехи жизни этого замечательного человека, так рано покинувшего этот мир.


Начало


Fоtо: RIA Novosti/Scanpix

Таль родился в 1936 году в Риге. Миша рос настоящим вундеркиндом: в три года уже читал, в пять перемножал трехзначные числа, а в семь узнал, что такое шахматы и это любовь оказалась на всю жизнь. Позже Таль писал: "Шахматы — это не дом, не крепость, в которой я укрываюсь от жизненных интересов, а именно мир…".

Михаил был наделен разными талантами, поэтому неудивительно, что уже к 1951 году окончил восьмой класс (в школу он пошел сразу в 3-й). Дальше был историко-филологический факультет Латвийского университета, но основное внимание занимали шахматы. Занимался с ним его любимый педагог Александр Кобленц. Практически всю дальнейшую жизнь он был для Таля не только учителем, тренером или секундантом, а скорее самым близким и строгим другом.

Отрочество


Fоtо: facebook.com/mikhaeltalcharityfund

В начале 1956 года 19-летний рижский мастер дебютировал в чемпионате СССР, набрал 10,5 очков из 17-ти и поделил места с 5-го по 7-е. Через год Таль становится гроссмейстером и выигрывает первый титул чемпиона СССР. В 1958-м защищает свое звание в родной Риге и получает право сыграть на межзональном турнире ЧМ в Портороже (Югославия).

С первой же попытки латвийский шахматист стал претендентом на высший титул, опередив таких асов, как Глигорич, Петросян, Фишер. А в 1959-м блестяще выигрывает в Югославии претендентский цикл с участием восьми гроссмейстеров, среди которых были Василий Смыслов и легендарный Бобби Фишер. Путь к Олимпу теперь преграждал только великий патриарх советских шахмат — Михаил Ботвинник.

Отметим, что параллельно Таль не забывал и об учебе: он защитил диплом на тему "Сатира в романе Ильфа и Петрова "12 стульев".

Матч за шахматную корону


Fоtо: RIA Novosti/Scanpix

Перед началом матча, намеченного на весну 1960 года,
Михаил Таль
решил разобраться и с делами сердечными. Выбор пал на актрису рижского ТЮЗа 22-летнюю Салли Ландау. В декабре 1959 года они расписались.

15 марта 1960 года в Театре имени Пушкина в Москве стартовал матч за шахматную корону. Второй раз в истории в матче встретились чемпион и претендент, ранее никогда не игравшие между собой (так было лишь в 1894 году в матче Стейниц — Ласкер). Это были два антипода: умудренный опытом классик и молодой романтик шахмат с экспрессивной и непредсказуемой манерой игры.

Таль был хорош и одержал уверенную победу со счетом 12,5:8,5, продемонстрировав быструю, цепкую, но вместе с тем какую-то иррациональную игру, насыщенную, как потом оказалось, некорректными жертвами. Как писал гроссмейстер Тайманов, "Таль одолел Ботвинника, не поступаясь ни одним из постулатов творческого мировоззрения, где дважды два — все-таки пять!"

Рига ликовала и встречала своего героя! На вокзал пришли тысячные толпы, Таля попросту вынесли на руках на привокзальную площадь, где состоялся гигантский митинг. Так встречали восьмого в истории шахмат чемпиона мира и самого молодого на тот момент обладателя шахматной короны (в 23 года).

Матч-реванш


Fоtо: facebook.com/mikhaeltalcharityfund

Ботвинник оказался сильно уязвлен поражением от молодого талантливого рижанина. 48-летний корифей советских шахмат решил воспользоваться правом на матч-реванш и провел самый скрупулезный анализ сыгранного матча. Таль же наслаждался победой, ни в чем себе не отказывал. Михаил стал обладателем шикарного в то время подарка — "Волги" — лучшей советской машины того времени. Но он отдал ее брату. К технике Таль относился совершенно индифферентно и никогда не учился вождению.

Тем временем приближалось время матча-реванша. И вот 12 мая 1961 года самый молодой на тот момент в истории шахмат чемпион мира стал самым молодым экс-чемпионом (в 24 года!). Ботвинник одержал уверенную победу (13:8). Таль сам стал виновником своего проигрыша, пишет Геннадий Сосонко: "Он не только не готовился серьезно к реваншу, но и во время матча не следил за своим состоянием. Хорошей форме вряд ли способствовало отсутствие аппетита, отказ от прогулок на свежем воздухе и интенсивное курение (по 50—60 сигарет в день!)".

Позже Таля спросят, в чем выражаются его недовольство собой после поражений? Он ответит так: "Знаете, шахматист так устроен: все, что найдено — найдено закономерно, все, что потеряно — потеряно нелепо. И если турнир закончился неудачно, то виноваты все. Виновата погода, или слишком жарко, или слишком холодно. Виновата страна: или слишком правый строй, или какой-то архилевый. Виноваты судьи, виноваты фигуры. Конечно, виноваты партнеры, бесспорно виноваты зрители и никогда и ни в чем ты сам не виноват. Это не только моя история болезни, это история болезни всех нас".

Нелегкое возвращение


Fоtо: RIA Novosti/Scanpix

После этого стиль его игры стал более прагматичным, приобрел черты универсализма и куда-то пропал невероятный, всепобеждающий оптимизм. Таль, конечно, не оставлял попыток вновь покорить Олимп, но этому мешало еще и здоровье. Его все время мучила болезнь почек, одну из которых пришлось удалить. Всего он выдержал с десяток операций за свою жизнь, к которой относился как к шахматной партии с не очень длинным эндшпилем.

Михаил Таль продолжал побеждать в чемпионатах СССР (всего он сыграл в них 20 раз), доведя число золотых медалей до шести. Восемь раз в составе команды СССР становился чемпионом шахматных Олимпиад, причем пять раз показывал лучший результат на своей доске.

На протяжении трех десятилетий, с 1958 по 1990 год, Таль участвовал в девяти межзональных турнирах, трижды их выигрывал, но четырежды не дотянул до претендентского всего лишь пол-очка. Трижды играл в турнирах претендентов, но из-за болезни, например, не смог закончить состязание на острове Кюрасао (1962). Всего в его послужном списке победы в 44 международных турнирах, еще в 20 — он становился призером.

Одним из самых последних и громких титулов Таля стала победа в первом неофициальном чемпионате мира по молниеносной игре (1988 год). За нее полагался гонорар 50 тысяч долларов, Талю досталось, по его словам, процентов 15. Остальное забрал Спорткомитет.

Смерть и память


Fоtо: Publicitātes foto

Свою последнюю официальную партию Таль сыграл в конце мая 1992 года уже будучи тяжело больным. Вернувшись домой с турнира из Барселоны, он сразу слег в больницу, но сбежал оттуда и принял участие в чемпионате Москвы по блицу, где занял третье место. Те соревнования выиграл
Гарри Каспаров
, но единственное поражение ему нанес именно Таль.
Вот, как вспоминает свою последнюю партию с Талем сам Каспаров.

Более того, Таль собирался еще выступить за независимую Латвию на шахматной Олимпиаде в Маниле. Сделать этого он не успел из-за окончательно ухудшившегося здоровья. 28 июня 1992 года в возрасте 55 лет Михаил Таль умер в 15-й московской больнице. Похоронен на еврейском кладбище Шмерли в Риге.

В Риге стараются не забывать великого земляка. В 2001 году в Верманском парке состоялось открытие памятника Михаилу Талю. На открытие приехала его первая жена Салли Ландау, ныне проживающая в бельгийском Антверпене. Их сын — Георгий — живет в Израиле, работает врачом, у него три дочери. От другого брака Михаила Таля родилась Жанна. Она возглавляет фонд имени отца, в Риге и Москве проводятся турниры памяти Таля.

Послесловие


Fоtо: Kadrs no video

Таля называли гением комбинации, шахматным Паганини, великим романтиком. И это действительно было так. Его отличала экспрессивная манера игры, он не боялся рисковать и жертвовать фигурами. Михаил говорил: "Я все-таки верю в фантазию, а не в методологию".

Он был чемпионом мира всего один год, но вспыхнул на шахматном небосклоне как яркая звезда, заставив по-иному взглянуть на древнейшую игру мира.

В заключении предлагаем посмотреть встречу с Михаилом Талем в концертной студии "Останкино". Прошла она в 1988 году. Из коротких ответов видно просто потрясающее чувство юмора, ощущается гордость за такого земляка. Это был по-настоящему яркий и неординарный человек.

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !